Cтраница 1
Высшая нервная деятельность человека и животных проявляется в виде сложных рефлекторных реакций, осуществляемых при обязательном участии коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований - В гигиенических исследованиях широко используется метод двигательных оборонительных рефлексов. [1]
При исследовании высшей нервной деятельности человека речевые сигналы с успехом могут быть применены и как безусловные раздражители, на базе которых образуются условные рефлексы. В результате сочетания индифферентного раздражителя со словесной инструкцией возникает условный рефлекс, характер которого соответствует инструкции. Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы прочные условные рефлексы. [2]
Двучленная структура высшей нервной деятельности человека дает организму существенные преимущества, обеспечивая непрерывность взаимодействия организма и среды. [3]
Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции ( от лат. Они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. [4]
Однако серьезное объективное изучение высшей нервной деятельности человека во всей ее полноте представляется мне необходимым звеном в утверждении материалистического гуманизма. Развитие науки многократно приводило к разрушению привычных для человека иллюзий, начиная с утешительной веры в личное бессмертие. На стадии полузнания и полупонимания эти разрушительные выводы науки становятся аргументами против самой науки, в пользу иррационализма и идеализма. Дарвиновская теория происхождения видов и павловское объективное изучение высшей нервной деятельности неоднократно изображались как принижающие высшие стремления человека к созданию моральных и эстетических идеалов. [5]
В области физиологии и патологии высшей нервной деятельности человека в 1964 - 1965 гг. продолжались ранее начатые исследования, связанные с изменениями высшей нервной деятельности при нарушениях функционального состояния диэнцефальных отделов головного мозга у больных аффективными психозами, а также с их психофармакологической терапией. [6]
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит маскирон та истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются чистые типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. [7]
Наиболее высокоорганизованными методами управления являются процессы высшей нервной деятельности человека. [8]
В связи с развитием исследований по высшей нервной деятельности человека и клинической нейрофизиологии был осуществлен обширный комплекс работ, посвященных изучению физиологических закономерностей процесса обучения, типологических особенностей личности, механизма эмоций. [9]
Если посчитать выработку условных рефлексов за отправную точку в анализе высшей нервной деятельности человека, то обть-яснить вое тонкости таких качеств, как интуиция и рассудок, будет Непросто Все исследования, относящиеся к поведению человека, основаны на методах, которые сами по себе являются в значительной степени интуитивными. [10]
В результате мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира. Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - понятия неразрывные и по существу и по форме. Это относится и к самому широкому пониманию образования, и к любому отдельному акту обучения. [11]
Известно, что процесс обучения носит вероятностный характер как в силу недостаточной изученности высшей нервной деятельности человека, так и в силу различия его индивидуального развития. Отсюда модели обучаемости должны получаться стохастическими. Так как процесс обучения является сложным сочетанием процессов управления обучения и регулирования интенсивности обучения, то изучение закономерностей учебного процесса возможно только на основе теории познания. [12]
Институт высшей нервной деятельности был организован в 1925 г. в целях всестороннего изучения высшей нервной деятельности человека и животных и ведения экспериментально-исследовательской работы в этой области. [13]
Как уже упоминалось, мышление и функционирование анализаторов ощущения представляют собой сложный взаимосвязанный процесс высшей нервной деятельности человека. Для теории учебного процесса существенным в этом акте является то, что чувственное познание представляет начальную форму непосредственного отражения конкретных предметов окружающего мира в нашем сознании. Нетрудно заметить, что все это находится в полном согласии с диалектико-материалистическим пониманием процесса познания. [14]
![]() |
Схема строения глаза человека. [15] |