Высшая нервная деятельность - человек - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если бы у треугольника был Бог, Он был бы треугольным. Законы Мерфи (еще...)

Высшая нервная деятельность - человек

Cтраница 3


Изучая образование условных рефлексов у животных, изучая у них процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, Павлов всегда интересовался тем, можно ли перенести установленные в опытах на животных закономерности и на человека. Признавая наличие у человека условных рефлексов, указывая, что воспитание и обучение человека основано главным образом на образовании все новых и новых рядов условных рефлексов, Павлов всегда подчеркивал своеобразие высшей нервной деятельности человека.  [31]

Дело в том, что педагогическая психология по самому существу своей задачи имеет дело с фактами и психологическими категориями более сложного характера и порядка, чем отдельные изолированные реакция или рефлекс и, вообще, нежели те, до исследования которых дошла нынешняя наука о высшей нервной деятельности человека.  [32]

Психологическая подструктура личности во многом определяет профессиональную деятельность менеджера. В экспериментальных исследованиях физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова были определены следующие типы нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный тип; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильно уравновешенный, инертный; наконец, слабый, неуравновешенный, инертный. Эти классические физиологические типы высшей нервной деятельности человека соответствуют основным традиционным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной деятельности менеджера просто необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и корректируя слабые. Так, менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или умственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Специалист со слабой нервной системой обладает низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустой-чивостью, но в то же время нельзя не отметить его особенности в коммуникационной сфере профессиональной деятельности, т.е. его осторожность, эмпатию, альтруизм, повышенную чувствительность и сопереживание. Это необходимо учитывать при профессиональной ориентации будущего специалиста.  [33]

По данным современной физиологии высшей нервной деятельности головной мозг представляет собой сложнейшую систему взаимосвязных и взаимозависимых нервных элементов, получивших наименование нейронов. В модельном представлении нейроны в этой системе характеризуются высокой степенью возбудимости и проводимости, быстротой реагирования на изменения во внешней и внутренней среде. Считается, что в системе высшей нервной деятельности человека функционируют различные нейроны по величине и чувствительности. Нейроны связаны между собою особыми соединениями - синапсами. Современная физиология полагает, что количество нейронов составляет более 10 млрд. Эта система включает в себя хранение, переработку, прием, выдачу информации об окружающей среде и ряд функций по саморегуляции и самоорганизации.  [34]

Проблемная и предметно-содержательная специфика философской теории познания проясняется при ее сравнении с нефилософскими науками, изучающими познавательную деятельность. А наук, исследующих познание, становится все больше. В настоящее время познавательная деятельность изучается психологией, физиологией высшей нервной деятельности человека, кибернетикой, формальной логикой, языкознанием, семиотикой, структурной лингвистикой, историей культуры, историей науки и др. Так, в психологии возникло новое направление - когнитивная психология ( от лат. Когнитивная психология изучает познавательную активность, связанную, как отмечает У.  [35]

Таким образом, современные системы с когнитивной компьютерной графикой, как правило, во-первых, способствуют порождению принципиально нового знания в исследуемой предметной области, которое без когнитивной компьютерной графики может быть просто недоступно для естественного интеллекта человека. Это исследование находится на стыке информационных технологий с логикой, психологией и физиологией высшей нервной деятельности человека.  [36]

По имеющимся в соответствующей литературе данным производственный травматизм среди работающих, психофизиологические качества которых не соответствуют требованиям профессии, на 40 - 50 % выше, чем среди лиц, прошедших профессиональный отбор. Теоретической и методологической основой профессионального отбора служит материалистическая теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. При правильном выборе профессии человек может быстро и эффективно адаптироваться к работе. При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого мастерства и работает на пределе деятельности физиологических функций, что приводит к неврозам, повышенной заболеваемости, аварийности, травматизму и низкой производительности. Однако этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией, которая больше соответствует психофизиологическим свойствам его организма.  [37]

К сожалению, индивидуальные особенности читателей еще слабо учитываются в процессе руководства чтением. Объясняется это главным образом неразработанностью проблемы зависимости процесса чтения от психологических особенностей человека. Так, наряду с другими факторами, на характер восприятия книги оказывают влияние и специальный тип высшей нервной деятельности человека. В зависимости от того, как в процессе познания взаимодействуют 1-я и 2-я сигнальные системы, И. П. Павлов делит всех людей на три типа - художественный, мыслительный и средний.  [38]

Дифференцированно нужно подходить и к определению содержания изучения. Так, научные и методические центры могут исследовать, сколько времени в среднем затрачивает на чтение та или иная группа. Совместно с психологами библиотекари могут участвовать в исследовании, скажем, зависимости восприятия книг от специального типа высшей нервной деятельности человека.  [39]

Эта конструкция не сводится к сумме условных рефлексов. Чтобы познать сущность целого, нужно выяснить план и принципы всей конструкции. Хотя принципы целостной деятельности мозга сегодня изучены еще не полностью, имеющиеся физиологические факты позволяют выявить различие и общность нейрофизиологических процессов, обусловливающих возникновение сознательных и подсознательных проявлений высшей нервной деятельности человека.  [40]

По данным современной физиологии высшей нервной деятельности, головной мозг представляет собой сложнейшую систему взаимосвязных и взаимозависимых нервных элементов, получивших наименование нейронов. В модельном представлении нейроны в этой системе характеризуются высокой степенью возбудимости и проводимости, быстротой реагирования на изменения во внешней и внутренней среде. Считается, что в системе высшей нервной деятельности функционируют различные нейроны по величине и чувствительности. Современная физиология полагает, что в состав системы высшей нервной деятельности человека входит более 10 млрд. нейронов. Эта система обеспечивает хранение, переработку, прием, выдачу информации об окружающей среде и ряд функций по саморегуляции и самоорганизации.  [41]

Развитие производительных сил и новых, капиталистических отношений повело к мощному развитию естествознания в России. Гигантский скачок в русской науке, поставивший ее на одно из ведущих мест в мире, стал возможен потому, что русские естествоиспытатели правильно поняли значение передовых новых теорий в науке и, опираясь на богатейший опытный материал, смело встали на путь глубоких научных обобщений. Лобачевский открывает новую область математики, Сеченов и Павлов создают материалистическое учение о высшей нервной деятельности человека и животных, Тимирязев и Мичурин закладывают начало нового этапа в развитии биологии, Менделеев открывает важнейший закон природы - периодический закон, обобщивший все имевшиеся в то время знания о химических элементах.  [42]

Необходимо также подчеркнуть следующее наше положение. Мы приурочиваем эту функцию к наиболее высоко организованным разделам центральной нервной системы. Функции регуляции и контроля ( в нашем понимании этих определений) мы связываем с более низкими этажами анализаторов, рассматривая эти функции лишь как вспомогательные по отношению к главнейшей функции управления, выступающей в качестве истинного организатора всей стратегии и тактики поведения. Наши определения понятий регуляции и контроля отличаются от общепринятых и имеют иной смысл. Проявления высшей нервной деятельности человека, которые в психологическом плане нередко обозначаются как регуляция и контроль, представляют собой с нашей точки зрения различные формы выражения все той же, всеобъемлющей у человека, функции управления. В этом отношении мы скорее согласны с теми представителями кибернетического направления, которые при определении задач этого направления предпочитают говорить именно о функции управления.  [43]

С позиции теории функциональной системы оказалось возможным значительно изменить критерии, характеризующие типы высшей нервной деятельности. Как известно, в основу павловской классификации типов нервной деятельности положены элементарные процессы возбуждения и торможения и их соотношения. Теория функциональной системы позволяет разделять типы высшей нервной деятельности по доминированию у индивидов той или иной стадии центральной архитектуры целенаправленных поведенческих актов и по доминированию самих функциональных систем различного качества. С этих позиций, по-видимому, можно различать типы высшей нервной деятельности человека по преобладанию биологических и социальных мотиваций; по способностям фиксировать и извлекать опыт из памяти, по способностям принимать решение в разных формах целенаправленной деятельности, по характеру эффекторного обеспечения функций, по эмоциональному фону, сопровождающему целенаправленную-деятельность, наконец, по способностям предвидеть будущий результат и его реально оценивать. Безусловно, все эти вопросы также требуют серьезного экспериментального обоснования. Уже сейчас ясно, что системный анализ проблемы типов высшей нервной деятельности может оказаться весьма полезным для профессионального отбора.  [44]

В этом направлении, как известно, решающее значение имели работы самого И. П. Павлова и его учеников. Решение этой задачи привело, как нам представляется, к органическому слиянию двух приведенных выше направлений в изучении системности. В связи с этим в настоящее время открываются существенно новые и большие перспективы для быстрого эффективного исследования высшей нервной деятельности человека и животных.  [45]



Страницы:      1    2    3    4