Cтраница 2
Для нас же этот период интенсивного общения с учителем вспоминается, говоря словами Хемингуэя, как праздник, который всегда с нами. Лектор охотно отвечал на вопросы слушателей, живо шутил, поощрял возникавшие по ходу лекций философские дискуссии, и было видно, что общение со студентами и творческий процесс создания лекций доставляет ему истинное наслаждение. [16]
Не следует делать их продолжительными - 30 мин вполне достаточно, чтобы осветить вопрос и не потерять интереса слушателей. Поэтому в каждой лекции следует затрагивать один-два вопроса, но разрабатывать их надо глубоко, тщательно обосновывая положения и приводя понятные примеры. В конце лекции рекомендуется оставлять время для вопросов слушателей и попросить нескольких слушателей кратко рассказать о том, что они усвоили из лекции. В заключение полезно кратко сформулировать основные практические положения, которыми слушатели должны руководствоваться в практической работе. [17]
Уже после окончания университета, имея некоторый опыт чтеьия лекций, я с интересом посещал лекции Сергея Ивановича по разделу Оптика общего курса физики, читавшиеся им на вновь организованном физическом факультете МГУ. Менее блестящие по форме, чем замечательные лекции Григория Самой-ловича Ландсберга, обладавшего к тому же превосходно поставленным красивым голосом качаловского стиля, его лекции были не менее содержательны, пожалуй, более богаты широкими обобщениями и превосходно оснащались экспериментом. По окончании лекции Сергей Иванович охотно отвечал на вопросы слушателей не спешил покинуть аудиторию, хотя, конечно, его ждали всевоз можные дела. [18]