Cтраница 2
Мертон рассматривает аномию как рассогласование легитимных средств и одобренных целей в обществе. Он анализирует, каким образом социальные и культурные ценности способствуют рассогласованию легитимных средств и социально одобренных целей, создавая разобщенность и ведя к девиантному поведению отдельных общественных групп. В классическом эссе Социальная структура и аномия ( в кн. Социальная теория и социальная структура, 1957) он показывает, что открытое общество создает условия для непомерной вертикальной социальной мобильности и финансовых поощрений, и отделяет эти культурные цели экономического успеха от легитимных структурных средств ( образовательного уровня и упорной работы), с помощью которых они достигаются. Мер-тону, американская система ценностей создает почти универсальное стремление к успеху и обосновывает ряд нормативно одобренных средств, гарантирующих достижение целей. Вместе с тем структура экономических ресурсов в таком обществе позволяет добиваться успеха лишь некоторым привилегированным группам и классам. [16]
Сходное с аномией значение имеет и термин отчуждение, устойчиво принятый в философии, социологии и социальной психологии. Но есть и отличие, состоящее в том, что отчуждение в большей степени подчеркивает объективный разрыв между деятельностью человека и результатом этой деятельности, по поводу чего и возникает ощущение отстраненности и эксплуатируемое, непричастности к ценностям данного общества. Отчуждение означает, что человек превращается в пассивный объект процесса, в который он вовлечен, но над которым он не властен, что и порождает в нем ощущение отстраненности, эксплуатируемости и утраты собственного я, а значит, и осмысленной связи с внешним миром. Источник отчуждения - внешние человеку силы и обстоятельства, блокирующие осуществление его намерений и подрывающие его внутренние оценки внешнего мира и самого себя. Таким источником могут оказаться рынок и капитал, государство, бюрократический режим, а то и общество в целом как воплощение чуждых человеку норм поведения и образа мышления, сталкиваясь с которыми человек оказывается малозначительным винтиком, целиком подчиненным общему механизму. [17]
Итак, именно аномия как социальная болезнь общества ( а не отдельных индивидов) порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. [18]
Во-первых, категория аномия, кажущаяся прозрачной благодаря логической цепочке номос - номия - аномия, представляется очевидной, но в процессе социального познания появляется потребность в разложении ее на компоненты, чему уделяется далеко не достаточное внимание. [19]
Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандарты ( поведения) и ожидания перестают учитываться людьми. [20]
Таким образом, социальная аномия и порождаемая ею утрата социальных и моральных ценностей, дисбалансы в социальной структуре общества, обострение конфликтных отношений - есть те социальные условия, которые способствуют не просто росту преступности, а криминализации многих социальных процессов и отношений. [21]
Мертон модифицировал понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа. Согласно этим положениям, люди, работающие действительно интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста. Те, кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение продвинуться любыми средствами, законными или незаконными. [22]
Самым опасным проявлением аномии является тирания, в каком бы обличий она ни была. Что предлагает Дарендорф противопоставить этому. [23]
Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными ( институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей ( легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность. [24]
Что понимают под термином аномия в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения. [25]
Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными ( институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей ( легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. [26]
Иллюстрация отчуждения ( по Р. Блаунеру. [27] |
Ученые с помощью понятия аномия определяют уровень моральной регуляции социальных отношений, возникающих в ходе производственного процесса. Согласно концепции аномии, отклонения от норм в процессе труда не имеют экономической окраски, они обусловлены несогласованностью между трудовой деятельностью, стремлениями тех, кто ее осуществляет, и - оценкой этой деятельности с позиции культурных ценностей и традиций. Иначе говоря, под аномией понимается такое состояние участников трудового процесса, при котором они не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, не включаются в систему социальных взаимосвязей, что приводит к отрицанию ими наиболее значимых норм и ценностей. [28]
В зависимости от количества аномии в обществе различные социальные системы находятся на разных уровнях интегриро-ванности. Высокая степень интегрированности систем возникает тогда, когда интериоризация институциональных ценностей достигает в индивидуальном сознании ( а значит, поведении) подлинной нравственной мотивации. [29]
Наконец, самоубийства вызываются аномией, социальной дез-организациеи Г в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться ( адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств. [30]