Cтраница 3
Первый фактор, способствующий развитию аномии в обществе, - прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые, предписания, следования еще недавно общепринятым нормам поведения. [31]
Показателями низкой адаптации являются текучесть, аномия ( различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе) и отклоняющееся поведение. [32]
Таким образом, в обществе нарастает аномия - безнорм-ность, то есть такое положение дел, когда нормы поведения, в данном случае достижения успеха, продекларированы, но реально не соблюдаются. [33]
По мнению авторов этой концепции, аномия в отличие от отчуждения проявляется прежде всего в культурной сфере и затрагивает в первую очередь комплекс моральных норм. Мертон считает главной причиной аномии дисгармонию между культурными целями и легальными ( институционализованными) средствами, с помощью которых эти цели достигаются. [34]
В своей трактовке Мертон использует понятие аномии в основном для анализа социальных отклонений. Важным моментом в его исследовании является анализ расхождения между культурными целями и институциональными средствами их достижения. [35]
Что необходимо - так это прекратить аномию, найти средства заставить гармонически сотрудничать органы, которые еще сталкиваются в беспорядочных движениях, внести в их отношения больше справедливости, все более ослабляя источник зла - разного рода внешнее неравенство. [36]
В своем труде Самоубийство Дюркгейм ввел понятие аномии, которое стало одним из основных понятий современной социологии и используется для анализа различных социальных механизмов без обязательной связи с самоубийством. Изучение определенного социального феномена - самоубийства - - привело к изобретению понятия аномии, которое позволяет анализировать различные феномены и часто с гораздо большим охватом. [37]
В любом случае - понимаем ли мы аномию предельно широко, как социальную онтологему хаоса, или предельно узко, как индивидуальное непринятие моральных и правовых норм, - исследование образования в контексте аномии весьма актуально в силу ряда причин. [38]
РЕТРЕАТИЗМ - согласно классификации Мертона, реакция на аномию, предполагающая отрицание общественных целей и средств их достижения. [39]
РИТУАЛ ИЗМ - согласно классификации Мертона, реакция на аномию, означающая отрицание целей и признание законных средств их достижения. [40]
Системная природа кризиса вызвала к жизни такое явление, как аномия - состояние общества, характеризующееся крушением прежней системы социальных норм, на смену которой в течение длительного времени не приходит новая общепризнанная совокупность социальных ориентиров. [41]
В последнее десятилетие отчетливо проявилась и другая тенденция - состояние аномии представляется как атрибут кризисного общества переходного периода. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды их истории; в этом смысле оно нормативно. [42]
Дюркгейм замечательно показал, что количество самоубийств - это индикатор аномии общества в целом или его социальной группы. Под впечатлением большого количества самоубийств в индустрии и коммерции в эпоху индустриального развития, которую он изучал, Дюркгейм заключил, что городское и промышленное общества сильно анемичны, в то время как традиционное общество было иммунизировано своей стабильностью. Последующее развитие показало, что, когда индустриализация прогрессирует, количество городских самоубийств уменьшается и большее число самоубийств наблюдается в сельских районах. [43]
В этой ситуации коллективное сознание слабо соприкасалось с индивидуальными ( состояние аномии), а сами индивидуальные сознания рабочих, пожизненно прикованных к выполнению одной единственной функции, практически не развивались. [44]
Особое место занимают маргинальные слои в обществе, которые характеризуются признаками аномии. Например, утратив связь с прежней группой ( выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. [45]