Cтраница 2
Прежде всего я заинтересован в том, чтобы дать толчок актуальной ( будущей) дискуссии по теоретическим и методологическим вопросам дидактики, в особенности по постановке проблем дидактики. Наряду с теорией содержания обучения, в которую входит также и теория учебных программ, теория процесса обучения - существенная составная часть дидактики. Обе они в своей коррелятивной связи обосновывают постановку проблем дидактики, обе они равнозначны для дидактики. Хотя в данной книге делается акцент на процессуальной стороне обучения, его содержание при этом всегда в общем виде подразумевается, а в некоторых случаях рассматривается специально. [16]
Этой главной задачей была обусловлена и исходная методологическая установка авторского коллектива. Для более полного раскрытия всей сложности проблем улучшения условий труда необходимо рассмотреть не только отдельные чисто практические, но также и основные общие теоретические и методологические вопросы. [17]
Ссылка на определенный дефицит в области исследования основ дидактики, особенно проблемных теоретических и методологических вопросов общей дидактики, сама собой не означает игнорирования уже имеющихся работ и многочисленных отдельных усилий в этом направлении. Наряду с солидными монографиями по теоретическим и методологическим вопросам2 существует большое количество работ ( публикаций, научных докладов, диссертаций и др.), которые содержат ценные высказывания по теоретическим и методологическим вопросам общей дидактики. [18]
Количественную характеристику особенностей проявления объективных экономических закономерностей мирового социалистического хозяйства призвана осуществить международная социалистическая статистика. Одной из объективных экономических зако - номерностей мирового социалистического хозяйства, как известно, является экономическое сближение стран социализма. Поэтому теоретическим и методологическим вопросам сравнения национальных стоимостных показателей международная социалистическая статистика уделяет особенно большое внимание. [19]
Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам: изучению научной литературы по интересующей проблеме, построению концепции предмета исследования и т.п. В данном случае объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа. [20]
В последние годы идет процесс слияния всех вопросов природного массопереноса флюидов и его геологической эволюции в единую дисциплину - геофлюидодинамику. Это объединение направлено на превращение эклектики разрозненных решений и представлений о различных частных случаях ди-яамики флюидов, методов их изучения, эмпирических данных в единое органичное целое. Идущее становление геофлюидодинамики, поиск ею собственного лица и собственного места в геологической теории и практике сопряжены с решением сложных теоретических и методологических вопросов, из которых отдельные не ставились ранее в геологии, с пересмотром многих традиционных воззрений и подходов. [21]
Исходя из принципа эффективности и справедливости, горная рента должна, очевидно, распределяться между собственником природного ресурса и недропользователем. Проблема состоит в определении пропорций. При этом, естественно, возникает необходимость в ответе на второй вопрос: как определить величину этой самой горной ренты, которую нужно распределить. Действующая система учета затрат и результатов не позволяет из общей прибыли выделить в качестве ее составляющих долю, определяемую результатами хозяйственной деятельности, и долю, определяемую природными факторами. Подтверждением этого являются не сотни, а тысячи публикаций по теоретическим и методологическим вопросам рентообра-зования и полное отсутствие методик расчета конкретных показателей. [22]