Cтраница 2
Не растворяется в хлорексе каучук, манила, даммар, копал, конго, сандарак, понтианак, шеллак, пчелиный воск, японский воск. [16]
Исключением является жир, неправильно называемый японским воском. [17]
И а в о д к а д л я м е б о л н, м е б о л ь н ы ii в о с к, обычно составляется ив окрашенного воскового мыла ( к-рое получается кипячением 500 г воска, 400 г воды н 100 г поташа), разбавляемого 4 л поды, или пз окрашенного сплава воска н терпентина. U о л е у м п а я ж п д к а я п о л и т у р а ( церии) получается смешением измельченных равных количеств карнаубского воска, японского воска и парафина пли карпаубского воска, церезина, парафина и стеарина; порошкообразная смесь растворяется па холоду в терпентине или спирте. [18]
Продукты, известные в торговле как миртовый воск и японский воск, являющиеся на самом деле растительными жирами. Миртовый воск, извлекаемый из разного вида ягод мирта, имеет вид твердых зеленовато-желтых лепешек, похожих на воск, с характерным запахом, напоминающим бальзам. Японский воск - это вещество, извлекаемое из плодов некоторых разновидностей китайских или японских деревьев из семейства Rhus. Он имеет форму зеленоватых, желтоватых или белых, воскообразных на вид таблеток или пластин, кристаллических и хрупких, с легким смолистым запахом. [19]
После охлаждения тиглей по выходе их из печи крышки снимают, и мина поступает в автоклавы для жирования. Процесс жирования производится для придания мине нек-рой жирности, для равномерности линии и лучшего скольжения карандаша по бумаге при письме. Жирование производится в автоклаве пропиткой мины под давлением японским воском, стеарином, парафином, говяжьим салом и другими жировыми веществами по специальным рецептам. Процесс жирования ведут следующим образом: графитные мины укладывают в автоклав пачками, вертикальными рядами. После полной пропитки графитной мины жиром последний выпускают и по открытии крышки автоклава дают жиру окончательно стечь, после чего графитную мину очищают опилками и сортируют. Сортировка мины производится на прямизну и правильный размер по длине. Сломанную и искривленную мину режут и затачивают на короткий вставной графит для карандашных ручек. Отсортированный графит идет в клеильное отделение на вклейку в древесину. [20]
Воск, применяемый для звукозаписи, представляет собой очень сложную смесь, обладающую уникальными свойствами; подобрать компоненты для такой смеси весьма непростое дело. Воск правильно подобранного состава является аморфной массой стабильного объема, он не прогоркает, не становится ломким, не усыхает, не плесневеет, легко режется резцом. Каждый компонент воскового сплава выполняет свою функцию: пчелиный воск служит основой, парафин придает твердость, японский воск - пластичность, китайский воск понижает температуру плавления, карнаубский - способствует чистоте разреза, пальмовый - удешевляет смесь. [21]
Японский воск добывается из мякоти плодов растений Rhus succedanea, произрастающих в Китае и Японии. В плодах этих растений содержится до 65 % жира, который неправильно называют воском. Он содержит в своем составе двухосновную кислоту - япановую, имеющую формулу С2оН4о ( СООН) 2, плавящуюся при 117 5 С. В состав японского воска входит около 5 % растворимых в воде низкомолекулярных предельных кислот. [22]
Его добывают из мякоти плодов растений Rhus succedanea, произрастающих в Китае, Японии и Индокитае. В плодах этих растений содержится до 65 % жира, который неправильно называют воском. Он содержит в своем составе двухосновную кислоту - япановую С2оН4о ( СООН) 2, плавящуюся при 117 5 С. В состав японского воска входит около 5 % растворимых в воде низкомолекулярных насыщенных кислот. В остальном он состоит из япановой, пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. [23]
Не говоря уже об одном том, что параффин имеет весьма приятный вид в свечах, весьма важно для его употребления в особенности то, что он горит пламенем белым - и чистым, требует для своего сожигания, при том же количестве света, меньше воздуха следовательно, развивает меньше жара и угольной кислоты, чем другие твердые вещества, употребляемые для свечей. Не одно, впрочем, применение параффина к деланию свечей заставляет его фабриковать нынче в большом количестве. Огромные массы его идут для других потреблений, а именно для следующих: его употребляют в подмесь и взамен воску в настоящее время всюду, и эту подмесь едва ли можно считать подлогом, который должно было бы преследовать в большинстве случаев, потому что параффин и воск столь сходны между собою, что для употребления во многих отношениях тождественны. Воск, который употребляют для свечей, редко найти ныне без подмеси параффина ( и растительного или японского воска), в Западной Европе, по крайней мере. Для Италии и Испании, выставивших даже на всемирную парижскую выставку отличные на вид восковые свечи, идет в настоящее время чрезвычайно много параффина. Восковые свечи выигрывают даже на вид от подмеси параффина. Конечно, некоторые свойства восковых свечей уничтожаются, если употреблен будет в дело параффин низкого достоинства Но при употреблении параффина высокого качества восковые свечи едва ли не выиграют в своем достоинстве. Лучшее средство узнать подмесь параффина к воску составляет определение удельного веса; воск имеет удельный вес 0.96, а разные сорты параффина от 0.85 до 0.88. Поэтому воск тонет в спирте, содержащем 33 объемных ( по Траллесу) процентов спирта, а воск, содержащий параффин, всплывает. Чаще же всего приготовляют ныне свечи из смеси параффина со стеарином. Восковые свечи, идущие в настоящее время за границею в большом количестве, особенно во Франции, делаются почти исключительно из параффина, разве с малою подмесью воска. Для аппретуры тканей и для фотографии параффин заменил воск, так же как и для непромокаемых материй нашел он себе большое употребление; на живопись фреско употребляют в настоящее время также параффин, тем более, что он отличается весьма большим постоянством, сохраняется очень долго и не изменяется притом в цвете и не допускает изменения красок. [24]