Cтраница 2
Воспитание с необходимостью должно быть двояким, так как в обществе, утверждал Аристотель, система раб-господин столь же естественна, как в семье жена-муж. Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг, схолу, для развития ума и всестороннего воспитания. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством. Разум, по Аристотелю, является формой души. Искажение разума ведет к деформации души и духовному оскудению. Реализация разумного мышления и разумного действия предполагает воспитание воли. [16]
Примеры из жизни выдающихся авторитетов не следует привлекать по мелким поводам; выбирать трудно и примеры и поводы для них. Важен такт воспитателя по отношению к примеру, воспитаннику и самому себе. В воспитании требуется, чтобы воспитанность совершенствовалась всегда, а для этого важнее всего умело опираться на весь материал жизни. Примеры из художественной литературы действуют на основе яркости соответствующих восприятий и представлений. Но все знают, что герои книг, кинофильмов и телепередач иногда действуют в условиях, отличных от данных обстоятельств. К тому же не все художественные книги достаточно совершенны педагогически. Рекомендовать соответствующую книгу просто, сложнее узнать о том, какое впечатление она произвела на студента. Исключительная роль художественной литературы состоит в ускорении и сжатии жизненного опыта, в обогащении воспитывающей среды, но поэтому и воспитателю нужно работать сложнее, напряженнее. Примеры из учебных предметов ( истории, специальности) также важны для воспитания воли, если при этом учитывается общая апперцепция воспитуемых. Необходимо знать, любит ли воспитуемый данный предмет настолько, чтобы подражание было полезным, вообще достаточна ли его подготовка в предмете для того, чтобы пример был должным образом и глубоко понят. [17]