Cтраница 4
Бригадная форма организации и стимулирования труда-одно из ьажных направлений повышения эффективности работы предприятий. По сравнению с индивидуальными формами труда сна способствует созданию более благоприятных условий для высокопроизводительной творческой работы, проявления духа товарищеской взаимопомощи и требовательности, воспитания чувства коллективизма. Именно в бригаде проявляется воспитательное воздействие коллективного труда, повышается ответственность работающих за конечные результаты производства. Эти преимущества бригадной формы организации труда способствуют росту эффективности производства и производительности груда. [46]
В первый период - от рождения ребенка до двух лет - он считал необходимым главное внимание уделять физичес - кому воспитанию; во второй - от 2 до 12 лет - воспитанию чувств; в третий - от 12 до 15 лет - умственному воспитанию; в четвертый - от 15 до 18 лет - нравственному воспитанию. [47]
Проблема овладения собственным поведением остается центральной для Выготского при обсуждении следующей болевой точки педагогической психологии: вопроса об эмоциональной составляющей воспитательного процесса. Сегодня, как и в 1920 - 1930 - х гг., процесс воспитания все еще чрезмерно интеллектуализирован, поэтому актуальность обсуждаемой в данной главе проблематики сохраняется, ибо современная педагогика по-прежнему беспомощна перед задачей воспитания чувств. Более того, отказавшись от авторитарных методов подавления детской спонтанности и не найдя педагогических средств грамотной организации эмоционального самовыражения ребенка, школа буквально выпустила эмоционального джинна из бутылки и во многом потеряла контроль над соответствующими ситуациями. [48]
С возрастом значение элементарных поучений постепенно снижается. В среднем и старшем школьном возрасте усиливается другой этико-педагогический аспект - требовательность к читателям. Особое значение приобретает воспитание чувства долга, ответственности перед другими читателями, более глубокого понимания социальной значимости книг на современном этапе развития советского общества. [49]