Cтраница 2
На очередь дня выдвигается прежде всего длительная работа воспитания, организации и сплочения сознательных масс пролетариата. Затем, в подчинении этой задаче, необходимо распространение партийной работы на крестьянство и армию, особенно в форме литературной пропаганды и агитации, причем главное внимание должно быть обращено па социалистическое воспитание пролетарских и полупролетарских элементов в крестьянстве п армии. [16]
На очередь дня выдвигается прежде всего длительная работа воспига-ния, организации и сплочения сознательных масс пролетариата. Затем, в подчинении этой задаче, необходимо распространение партийной работы на крестьянство и армию, особенно в форме литературной пропаганды и агитации, причем главное внимание должно быть обращено на социалистическое воспитание пролетарских и полупролетарских элементов в крестьянстве и армии. [17]
На очередь дня выдвигается прежде всего длительная работа воспитания, организации и сплочения сознательных масс пролетариата. Затем, в подчинении этой задаче, необходимо распространение организационной работы на крестьянство и армию, особенно в форме литературной пропаганды и агитации, причем главное внимание должно быть обращено на социалистическое воспитание пролетарских и полупролетарских элементов в крестьянстве и армии. [18]
После победы социалистической революции перед партией и пролетарским государством встают трудные и сложные задачи преодоления привычек, созданных господством частной собственности, а это дается только упорной работой над перевоспитанием масс. Большая роль в социалистическом воспитании масс принадлежит профессиональным союзам, которые по ленинской характеристике являются школой управления, школой хозяйствования, школой коммунизма. [19]
Из вышеизложенного следует, что главной особенностью момента является вступление нового человеческого материала, новых людей как в производственный процесс, так и на арену политической борьбы. Следовательно, сейчас нужно в особенности уиорио подчеркивать необходимость преемственности в области социалистического воспитания, притом в условиях, коренным образом отличающихся ц от условий дореволюционного периода, и от условий военного коммунизма, и даже от условий первого периода нэпа. [20]
Из вышеизложенного следует, что главной особенностью момента является вступление нового человеческого материала, новых людей, как в производственный процесс, так и на арену политической борьбы. Следовательно, сейчас нужно в особенности упорно подчеркивать необходимость преемственности в области социалистического воспитания, притом в условиях, коренным образом отличающихся и от условий дореволюционного периода, и от условий военного коммунизма, и даже от условий первого периода нэпа. [21]
Чтобы разъяснить, до какой степени неумны и несо-циал-демократичны эти крики Максимова и К, приходится опять-таки начать с азов. Подумайте-ка, о, несправедливо устраненные, что составляет специфическое отличие политики и тактики немецкой социал-демократии по сравнению с социалистическими рабочими партиями других стран. Использование парламентаризма; превращение буржуазно-юнкерского ( по-русски, примерно: октябристски-черносотенного) парламентаризма в орудие социалистического воспитания и организации рабочих масс. Значит ли это, что парламентаризм есть высшая форма борьбы социалистического пролетариата. Анархисты всего мира думают, что значит. Значит ли это, что немецкие социал-демократы стоят на точке зрения парламентаризма во что бы то ни стало. Анархисты всего мира думают, что значит, а потому нет у них врага более ненавистного, чем немецкая социал-демократия, нет для них мишени более излюбленной, чем немцы социал-демократы. И в России, когда наши социал-революционеры начинают заигрывать с анархистами и рекламировать свою революционность, они обязательно пытаются вытащить те или иные действительные или мнимые промахи немецких социал-демократов и сделать отсюда выводы против социал-демократии. [22]
В Болгарии, как и в других социалистических странах, уделяется большое внимание повышению роли субъективного фактора, приведению его в соответствие с объективными условиями социалистического общества. Особо важное значение имеет дальнейшее развитие социалистического демократизма. Привлечение трудящихся к управлению и расширение их участия в выработке различных видов планов, превращение плана в подлинное дело миллионов имеет исключительно важное значение в пх социалистическом воспитании, повышении чувства хозяина предприятия и страны, развитии их общественной активности. Для этого необходимо раскрыть психологические аспекты руководства плановой деятельностью, психологические механизмы стимулирования участия трудящихся в выработке планов, повышении их роли как субъекта социального управления. [23]
Достижение этой цели требует упорной медленной работы над перевоспитанием масс, и такое перевоспитание не только стало теперь возможным, когда массы увидали на деле устранение помещика, капиталиста и купца, - это перевоспитание фактически идет теперь тысячами путей, через собственный практический опыт рабочих и крестьян. Чрезвычайно важное значение имеет в этом отношении работа над развитием профессионального объединения трудящихся, которое никогда и нигде в мире не шло так быстро, как при Советской власти, но которое должно быть доведено до объединения поголовно всех трудящихся в стройные, централизованные, дисциплинированные производственные союзы. Никоим образом не ограничиваясь старым шаблоном профессионального движения, мы должны систематически, проверяя каждый шаг результатами практического опыта, превращать союзы, с одной стороны, в органы управления всем народным хозяйством; сближение и тесная связь профессиональных союзов с ВСНХ, с Комиссариатом труда, затем и со всеми другими отраслями государственного управления должны расти и крепнуть; - с другой стороны, профессиональные союзы должны превращаться еще более в органы трудового и социалистического воспитания всей трудящейся массы поголовно, с тем чтобы практический опыт участия в управлении охватывал, под контролем рабочего авангарда, более отсталые слои рабочих. [24]
Нам необходимо сейчас идти на помощь уничтожающемуся на наших глазах непроизводительному домашнему хозяйству, заменяя его сетью потребительских коммунистических учреждений. Не бойтесь, будто мы насильно разрушаем дом и семью, не думайте, что женщина так крепко держится за свои ложки, плошки и горшки. Наоборот, когда мы идем с агитацией на фабрики и заводы и говорим: Стройте общественные столовые и общественные прачечные, - женщины не дают нам прохода и требуют, чтобы мы немедленно осуществили намеченный план. Если мы разъясняем значение социалистического воспитания, говоря, что такое детские колонии, трудовые коммуны, матери спешат к нам с детьми, несут их к нам в таком количестве, что мы не знаем, куда их поместить. У нас пока еще не хватает сил построить все те учреждения, что намечаются самой жизнью, в которых чувствуется острая потребность при современном положении вещей. [25]
Товарищи, я буду краток и коснусь только вопроса об отношениях между партией и профессиональными союзами. Спор о нейтральности профессиональных союзов ведется очень давно, и, несмотря на совершенно определенную резолюцию Штутгартского конгресса, связывавшую действия партийной и профессиональной организаций, сторонники нейтрализма постоянно находили почву в оппортунистических слоях рабочего класса. Нейтрализм всегда служил для того, чтобы отвлекать рабочие массы от политической борьбы, но никогда еще Ъред нейтрализма не сказывался так ярко, как в эпоху переживаемой войны, когда нейтралисты определенно встали на сторону империализма. Основной урок войны в том, что в интересах социалистического воспитания масс мы не должны объединять пролетариат на платформе, суживающей его классовые задачи. Если нейтральность была вредна раньше, то тем более она вредна теперь, в эпоху войны и революции. При усиливающемся натиске контрреволюции в профессиональных союзах неизбежно движение против оборончества и стремление не только к идейной, но и организационной связи с партией революционной социал-демократии. [26]
В результате войны у нас оказалось много вдов, на плечи которых легла сложная задача воспитания детей. Имеется также немало семей, в которых оба родителя работают на производстве или в учреждении, они в состоянии лишь урывками заниматься воспитанием своих детей. При таком положении многие дети оказываются оставленными на попечение кого-нибудь из родственников или соседей, а иногда и вовсе без присмотра. Таким образом значительная часть детей оказывается предоставленной самой себе, и это нередко ведет к плохим последствиям. Конечно, семья и школа были и остаются важнейшими очагами социалистического воспитания детей. [27]