Свободное воспитание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
"Человечество существует тысячи лет, и ничего нового между мужчиной и женщиной произойти уже не может." (Оскар Уайлд) Законы Мерфи (еще...)

Свободное воспитание

Cтраница 1


Свободное воспитание - ежемесячный педагогический журнал, издававшийся под редакцией И. Горбунова-Посадова с 1907 по 1918 г. В журнале был напечатан ряд статей Н. К. Крупской по вопросам просвещения.  [1]

Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения, учет которых в образовательно-воспитательном процессе должен был способствовать более эффективному развитию личности: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания, однако учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкретным узким социальным рамкам жизни, школа может и должна участвовать в преобразовании среды ( С.Т. Шацкий), воспитание должно быть нацелено на формирование в личности качеств социального творца ( К.Н. Вентцель), в условиях негативного влияния среды на свободное творческое развитие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.  [2]

Таким образом, свободное воспитание надо понимать исключительно как максимально свободное в пределах общего воспитательного плана и социальной среды. И всегда может оказаться так, и на целе очень часто оказывается, что поведение ребенка далеко не совпадает с интересами коллектива.  [3]

Во-первых, на деле свободное воспитание никогда почти не может быть осуществлено в полной мере и, следовательно, останется только педагогическим принципом известной относительной силы в довольно узких пределах. Желание ребенка всегда будет заключать в себе много гибельного и вредного, и, предоставленный им, он причинил бы сам себе столько вреда, что никакой разумный педагог не решился бы во имя принципов свободного воспитания не удержать ребенка от такого поступка. Во-вторых, полная свобода в воспитании означает отказ от преднамеренности, от всякого социального приспособления, другими словами - от всякого воспитательного воздействия. Воспитывать с самого начала означает ограничивать и стеснять свободу. Поэтому поскольку воспитание есть неустранимый процесс в человеческой жизни, постольку свободное воспитание означает не отказ вообще от стеснений, но передачу их стихийной силе той обстановки, в которой ребенок живет. Если откажется от воспитания человек, тогда начнет воспитывать и мебель, и улица, и вещи.  [4]

В основе концепции свободного воспитания лежал принцип самоценности личности, заключавшийся в признании приоритета ценности человека над любыми иными духовными или материальными ценностями, а также ее независимость от уровня развития личности. Основное теоретико-методическое значение принципа самоценности личности заключалось в признании конкретного ребенка исходным моментом и одновременно главной целью воспитательно-образовательного процесса, что означало его направленность на сохранение и развитии в ребенке индивидуального образа, создание необходимых условий для его саморазвития, раскрытия всего Ценного, что заложено в ребенке с рождения.  [5]

Просила я зайти в Свободное Воспитание брата Рахили, да у него и своих дел немало, а потом человек он для подобного рода разговоров малоподходящий.  [6]

Весь учебно-воспитательный процесс, по мнению сторонников свободного воспитания, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразиости, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутренней сущностью.  [7]

В то же время мы отвергаем буржуазную теорию свободного воспитания, когда сами учащиеся определяют, чему и как они будут учиться. Процесс обучения настолько сложен, его содержание таково, что сами учащиеся не могут самостоятельно решать вопросы установления содержания и форм обучения. Без прямого участия взрослого учебный процесс невозможен. Но можно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целепола-гании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образом, становились их собственными, личными целями.  [8]

КЕЙ ( Key), Эллен ( 1849 - 1926), швед, писательница, сторонница теории свободного воспитания.  [9]

Легко понять, что отношения ребенка со средой вовсе не всегда будут носить тот благополучный и идиллический характер, который рисует так называемое свободное воспитание.  [10]

Первая программная декларация советского правительства в области образования - Основные принципы Единой трудовой школы ( 1918) - была проникнута духом революционной романтики и сочетала идеи трудовой школы и свободного воспитания, но в целом носила утопический характер.  [11]

При ознакомлении с содержанием книги Л. С. Выготского, в которой внимание читателей постоянно акцентируется на самодеятельности ребенка в процессах его воспитания и обучения, может возникнуть впечатление, что рассуждения ее автора льют воду на мельницу концепции свободного воспитания.  [12]

Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка, К.Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название Дом свободного ребенка. Объединенные общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви.  [13]

Они тяготеют к Дьюи, к идеям свободного воспитания, к идеям, когда демиургом учебного процесса выступает учащийся, но сами воспитывались по Гербарту, в условиях жесткого авторитаризма преподавателя.  [14]

При этом педагогические влияния вызывают больший отклик, активизируют усилия учеников, направленные на решение поставленных задач. Заметим, что при оптимизации обучения мы должны всемерно учитывать особенности школьников, но не слепо приспосабливаться к ним, как этого требуют сторонники теории свободного воспитания. Оптимизация предполагает, что педагогические влияния, опираясь на активность и возможности учеников, обязательно будут поднимать их развитие на новый, более высокий уровень. Конкретизация задач обучения обязательно связана также с выделением среди них наиболее важных, основных. Сформулировать в плане урока набор всех возможных задач учебного, воспитательного и развивающего характера нетрудно. Суть же оптимизации как раз в том и состоит, чтобы отобрать из обилия возможных задач те, которые в данной ситуации должны решаться особенно активно.  [15]



Страницы:      1    2