Cтраница 1
Слуховое восприятие зависит от длительности воздействия звука. При увеличении длительности воздействия такого сигнала растет ощущение громкости. [1]
Слуховое восприятие как средство получения информации является для человека вторым по значению ( после зрительного) психофизиологическим процессом. Однако звуки, которые не вызывают непосредственной реакции, могут влиять на выполнение заданий, не связанных со слуховым восприятием. Всякое-возрастание уровня шума над порогом слышимости увеличивает мускульное напряжение и, следовательно, повышает расход мышечной энергии. Шумы высокой интенсивности отрицательно влияют на организм человека. [2]
Слуховое восприятие помогает водителю, но не имеет такого решающего значения для обеспечения безопасности движения, как зрение. Слуховой аппарат человека способен реагировать на раздражения, исходящие со всех направлений и в любое время. Реакция на звуковой сигнал почти мгновенна - в 5 - 7 раз быстрее, чем на световой сигнал. [3]
Слуховое восприятие информации используется только для представления простейшей сигнальной информации. [4]
Слуховое восприятие искажений - заметное на слух несоответствие звука, переданного через электроакустическую систему связи, подлинному звучанию первоисточника. Разные виды искажений вызывают различные слуховые восприятия. Частотные искажения передающей системы приводят к изменению тембра, это затрудняет распознавание голоса знакомого человека, а иногда и вида инструмента, на котором исполняется музыкальное произведение. Нелинейные искажения наряду с изменением тембра вызывают хрипоту, потрескивание и другие призвуки. В зависимости от заметности основных видов искажений устанавливаются классы качества систем связи. В ряде случаев эти искажения вводят сознательно с целью избежания других, более неприятных. [5]
Слуховое восприятие искажений - заметное на слух несоответствие звука, переданного через электроакустическую систему связи, подлинному звучанию первоисточника. Разные виды искажений вызывают различные слуховые восприятия. Частотные искажения передающей системы приводят к изменению тембра; это затрудняет распознавание голоса знакомого человека, а иногда и вида инструмента, на котором исполняется музыкальное произведение. Нелинейные искажения наряду с неприятным изменением тембра вызывают хрипоту, потрескивание и другие призвуки. Различные помехи вызывают самые разнообразные звуки, не связанные с основным передаваемым сигналом и обычно воспринимаемые на слух как посторонние трески, шипение, гул или шум. В зависимости от заметности этих основных видов искажений устанавливаются классы качестве. В ряде случаев эти искажения вводят сознательно с целью избежания других, более неприятных. [6]
Кривые равной громкости. [7] |
Другое слуховое восприятие - громкость - является субъективной оценкой силы звука. Но громкость зависит не только от интенсивности звука ( звукового давления), но еще и от частоты. Субъективное восприятие громкости в зависимости от силы звука подчиняется основному психофизиологическому закону, который устанавливает, что громкость звука растет не пропорционально интенсивности звука, а пропорционально логарифму интенсивности звука. В связи с этим интенсивность звука целесообразно выражать в логарифмических единицах - децибелах. [8]
Слуховое восприятие вибрации машин большей частью маскируется шумами, происходящими при движении деталей машин. Это относится и к вибрационным испытательным стендам, в особенности к стенду с механическим приводом, производящим гораздо больший шум, чем стенды с электродинамическим или пьезоэлектрическим приводом. [9]
Кривые равной громкости. [10] |
Большинство слуховых восприятий субъективно. Так, люди обладают способностью воспринимать звуковые колебания в очень широких диапазонах частоты и интенсивности. Однако степень точности, с которой каждый человек может определить высоту звука ( частоту звуковых колебаний) на слух, зависит от остроты, музыкальности и тренированности слуха. Однако высота звука в какой-то степени зависит от его интенсивности ( при больших уровнях звука): звуки большей интенсивности кажутся на слух ниже, чем слабые. Помимо этого, чувствительность человеческого уха к различным по частоте звуковым колебаниям неодинакова. Наибольшая его чувствительность лежит в диапазоне частот от 1 000 до 3000 гц. [11]
Нарушения слухового восприятия наблюдаются реже, обычно ограничиваются гиперакузией, иногда элементарными иллюзиями и галлюцинациями слуха. Нам удалось обнаружить лишь одно наблюдение, в котором испытуемый после приема псилоцибина испытывал сложные галлюцинации слуха - слышал музыку Генделя и Моцарта. Могут развиваться также вкусовые и обонятельные иллюзии и галлюцинации, которые, однако, отступают на задний план по сравнению с нарушениями зрительного восприятия. [12]
Область слухового восприятия шума в зависимости от значения звукового давления находится между порогом слышимости и порогом болевого ощущения. [13]
Возможность слухового восприятия сигнала обусловлена как частотой, так и амплитудой сигнала. [14]
Диапазон слухового восприятия человека составляет 130 дБ, шум в 150 дБ для человека невыносим, шум в 180 дБ вызывает усталость металла, а в 190 дБ вырывает заклепки из конструкций. [15]