Cтраница 1
Чувственные восприятия - это сложные системы сигналов, используемые живыми существами для ориентировки в окружающей среде. Для животных и человека содержание сигналов непосредственно выступает в виде образов объектов. В неживой природе изоморфные отпечатки, полученные той или иной вещью в результате воздействия на нее др. вещей, остаются пассивными, мертвыми, в том смысле, что не используются этой вещью для сохранения своей организации. В живой природе продукты воздействия внешних объектов используются организмами для сохранения их целостности, для самоорганизации, для накопления опыта и развития. Следы, отпечатки, переработанные в отражат. У человека над непосредств. Субъекту поведения непосредственно даны не состояния его рецепторов, нервов и мозга, а свойства и отношения воздействующих на него вещей. В образе вещи нет ни грана вещества; образ - это не субстанциональное свойство материальных систем, а функциональное свойство; он возникает в результате замещения воздействующего объекта его материальным отпечатком в отражат. [1]
Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней. [2]
Первоначальные чувственные восприятия и обусловленные ими впечатления ребенка еще неясны и беспорядочны - элементарное образование должно всемерно содействовать постепенному переходу от беспорядочных и смутных впечатлений к ясным представлениям и четким понятиям. Обучение и призвано стягивать предметы и явления, которые существуют в природе в разбросанном виде, в более узкий круг, чтобы подвести их ближе к возможности восприятия всеми органами чувств ребенка: поэтому главная задача рационально поставленного обучения состоит в педагогически продуманной организации наблюдений ребенка, а само обучение должно опираться на собственный опыт наблюдений Как основу знаний и необходимое условие возбуждения активной познавательной деятельности. [3]
Наши чувственные восприятия безусловно ограничены, но наука позволяет далеко расширить сферу восприятия мира путем создания различных приборов. Поэтому слепая от рождения Иоланта, будь она физиком, несомненно нашла бы способ отличить белую розу от красной. [4]
Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми, на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т.п., в дело включаются органы зрения. [5]
Поскольку непосредственному чувственному восприятию поддаются лишь макроскопические тела, мы располагаем наглядными образами только таких тел. Перенесение этих образов на микроскопические объекты ( например, представление электрона в виде микроскопического шарика) совершенно неправомерно и даже вредно. Поэтому лучшее, что можно сделать, приступая к изучению механики микромира ( квантовой механики), это с самого начала отказаться от стремления построить наглядные образы изучаемых объектов и нроцессов. [6]
Модель WEF, созданная посредством внесения новой первой последовательности. [7] |
Возможно ли чувственное восприятие. [8]
Итак, чувственное восприятие внешних впечатлений, кажущееся на первый взгляд столь простым и чисто пассивным, в действительности является очень сложным процессом. За ним скрыта вся душа, которая в акте восприятия проявляет свою своеобразную природу и свои законы, одновременно выбирая, обогащая и расчленяя объективное данное. В этих процессах заключается то, что нередко называют апперцепцией. Только, к сожалению, это слово употребляется не всегда в одном и том же смысле. Одни применяют его преимущественно или исключительно для обозначения выбирающей и обособляющей деятельности, другие - обогащающей и дополняющей; кроме того, и в том и другом случае существуют отдельные оттеню. [9]
В акте чувственного восприятия я сознаю две вещи: самого себя, как воспринимающего субъекта, и некоторую внешнюю реальность, стоящую в связи с моим ощущением, в качестве воспринимаемого объекта. [10]
После глаголов чувственного восприятия в сложном дополнении вместо инфинитива можно употребить Participle I, если необходимо подчеркнуть процесс действия. [11]
На основе чувственных восприятий окружающих явлений, естественно, пришли к последовательности таких понятий, как зимняя стужа, капель, летняя прохлада, красное и белое каление, температуры, соответствующие здоровой норме и лихорадочному состоянию человека. В такой последовательности каждому телу в его состоянии может быть найдено вполне четкое место между более и менее нагретыми телами. Место на такой естественной шкале позволяло всегда сопоставительно сравнивать относительное количество содержащейся в теле энергии и способности тела воспринимать или отдавать энергию в качественном смысле, т.е. независимо от количественных характеристик: размеров, объема или веса тела. [12]
Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять - это не дао. Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. [13]
Качество стереовоспроизведения в чувственном восприятии проявляется прежде всего в совокупности тех свойств, которые позволяют отличить этот способ звукопередачи от любого другого. [14]
Первый основывается на чувственном восприятии мира; второй представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития; третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира. [15]