Cтраница 1
Первичное восприятие педагогически ценно прежде всего тем, что дает возможность осмыслить методологические и идейно-политические основы нового материала ( что не всегда студент найдет, да и не ищет в литературе, стараясь схватить фактаж) и получить перспективу для самостоятельной работы. Это облегчает самостоятельную работу, освобождает от лишних поисков, а главное - содействует более глубокому осмыслению сложных проблем и сближению учебной работы с исследовательской. Отработки же, если они входят в систему и превращаются в наказание студента, теряют педагогическую эффективность. [1]
Не на всякой вузовской лекции первичное восприятие может проходить как рассмотрение конкретного, частностей. Педагог высшей школы, опираясь на знания слушателей, добытые ранее, или используя способность абстрактного мышления студентов, в дидактических целях может изменять логику рассмотрения материала темы, начать лекцию с абстракций и, опираясь на них, исследовать частности. Однако это дидактическое своеобразие построения лекций не меняет общего хода процесса познания нового. Живое созерцание может проходить как осмысление новых понятий, а не как исследование конкретногог бднако с последующими выводами и непременным практическим применением знаний. Ленинский путь познания является общей логикой учебного познания. [2]
Вузовский учебный процесс в принципе начинается с первичного восприятия нового материала, с рассмотрения фактов, явлений, расчетов, конкретных проблем, а после надлежащего их осмысления делается вывод, обобщение, оценка, характеристика и создается перспектива для последующего самостоятельного изучения. [3]
Нет необходимости лишний раз подчеркивать, что в основе каждого из трех видов хозяйственного учета лежит первичное восприятие данных, первичная информация, формирование которой в литературе и учетной практике принято называть первичным учетом. Он представляет собой начальную стадию всех видов учета, а следовательно, и исходный момент комплексной механизации и автоматизации обработки экономической информации. [4]
Большинство сообщений, создаваемых естественными процессами, относятся к классу непрерывных. Первичное восприятие этой информации осуществляется датчиками, или рецепторами Датчик представляет собой четырехполюсник ( устройство, имеющее один вход и один выход), преобразующий первичную природу сообщения в форму, удобную для последующих операций. Преобразование сообщений любой природы в форму напряжения находит наибольшее распространение на практике. [5]
С рассматриваемой точки зрения свойства психических процессов в значительной степени определяются числом и характером участвующих в них корковых функций. Например, первичное восприятие осуществляется на основе одной отражательной функции мозга, через которую создаются новые отражения в коре головного мозга. Это самый простой тип восприятия, который обладает в количественном плане одним свойством. Более сложное восприятие, апперцептивное, в количественном плане обладает двумя свойствами: отражения раздражителей внешней среды и сличение их с информацией, хранящейся в памяти. В этом процессе участвуют две корковые функции: отражательная и сличительная. Через эти функции происходит взаимодействие наличных отражений с прошлыми. Благодаря указанному взаимодействию появляется возможность воспринимать происходящие изменения раздражителей во времени и пространстве, а также оценивать раздражители на основе накопленного опыта. [6]
В третьей части рассматриваются сложные психические процессы на основе выявления взаимодействия основных корковых функций. С этой точки зрения свойства психических процессов определяются числом и характером участвующих в них корковых функций. Например, первичное восприятие новых объектов осуществляется на основе одной отражательной функции мозга, через которую создаются одинарные отражения в коре головного мозга. При повторных восприятиях объектов участвуют две корковые функции: отражательная и сличительная, через которые происходит взаимодействие наличных отражений с прошлыми. При восприятии, требующем предвидения, к указанным двум корковым функциям подключается третья - моделирующая. Последняя на основе информации, поставляемой отражательной и сличительной функциями, создает прогностическую модель предстоящих изменений воспринимаемого явления. [7]
В то же время феноменология имеет определенные точки соприкосновения практически со всеми течениями мысли, сформировавшимися или получившими распространение в XX веке. Существенная близость обнаруживается там, где на первый план выступает проблема значения ( смысла), где анализ наталкивается на несводимость значения к тому, что не является значением или смыслообразующим актом. В феноменологическом учении о сознании выявляются предельные возможности многообразных способов смыслообразования: от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичного восприятия предмета до размышления о смысловых основах культуры. [8]