Cтраница 1
Воспроизведение следа памяти зависит от многих внешних и внутренних факторов, в основе его лежит сложное взаимодействие структур мозга, его нейрохимических механизмов. Воспроизведение зафиксированной в мозге информации часто не зависит от нашего желания. [1]
Возможно, срыв воспроизведения следа памяти лежит в основе и полного выпадения отдельных видов памяти. Не исключено, что любая так называемая плохая память у людей есть следствие несрабатывания механизмов воспроизведения. В каждом отдельном случае это может быть обусловлено различными причинами: отсутствием внимания к материалу, плохо срабатываемым ориентировочным рефлексом что такое, что влечет за собой недостаточную оценку новизны информации; отсутствием интереса к материалу, когда для человека заучиваемая информация незначима, не несет для него никакой ни эмоциональной, ни социальной важности. [2]
У забывчивого человека не память плохая, а плохое воспроизведение следа памяти, в связи с чем он просто не может вспомнить информацию. Именно поэтому нужно искать причины, которые обусловливают частое забывание. Если забывчивый человек учащийся, то возможно, что у него нет интереса к предмету, подаваемая ему информация эмоциогенно не подкрепляется. [3]
Наблюдаются изменения электроэнцефалограммы и во время процесса запоминания и воспроизведения следа памяти. Однако они показывают лишь то, что во время запоминания и воспроизведения информации мозг работает очень активно. Но он так же активно работает и при других мыслительных процессах - счете, разговоре, чтении. Выделить же из электроэнцефалограммы ее специфические изменения, которые касаются памяти, кажется мало реальным. Ритмика биопотенциалов мозга перестраивается очень сильно в начале обучения. Это свидетельствует о том, что перестройка биоэлектрической активности мозга характерна лишь для начальной фазы обучения, фазы генерализации, обобщения ответа на множество сигналов и не является электрическим сигналом следа памяти. [4]
Скорее всего, сознательное и подсознательное отличаются по возможности воспроизведения следа памяти. Может, это и фантастично, но не исключено, что мозг способен оперировать невоспроизведенными следами памяти, строить логические схемы еще до осознания их. Это колоссальное богатство, которым пользуется мозг, не спрашивая нас, не требуя проверки правильности этих построений. [5]
При более длительном обучении выявляется, что наиболее существенная блокада воспроизведения следа памяти наблюдается в коре мозга и в так называемой зоне инсер-та, структуре мозга, лежащей глубоко под корой мозга и до настоящего времени совсем не изученной. Эта блокада и определяет отсутствие воспроизведения целостной условной реакции. Резко ослаблено воспроизведение вегетативного компонента условного рефлекса - условной кожно-гальванической реакции. [6]
Лимбическая система мозга. Под - корковые структуры объединены в единую систему, управляющую эмоциями. [7] |
Что же происходит в мозге при обучении и затем при воспроизведении следа памяти. [8]
При однократном предъявлении эмоциогенной информации миндалевидный комплекс создает условия для лучшего считывания и воспроизведения следа памяти. При многократном обучении, когда биологическая значимость информации выявляется только при повторении, роковая значимость этой системы для обучения уменьшается и подобные реакции формируются даже при удалении миндалевидного комплекса ( у амигдалэктомированных животных), однако регулирующая роль этой системы в данном случае, вероятно, сохраняется. Активация эмоциогенной регуляторной системы памяти в момент обучения может обеспечить хорошее воспроизведение информации в течение длительного времени. [9]
Характер воспроизведения информации также меняется - наряду с очень низким обнаруживается и необычайно высокий уровень воспроизведения следа памяти, отмечен и большой разброс показателей двигательной памяти. [10]
Активация нейрохимических механизмов выявленной в нашей лаборатории эмоциоген-ной регуляторнои системы памяти позволяет уже сегодня в эксперименте управлять воспроизведением следа памяти. [11]
Эти факты означают, что лобные доли мозга и ее базальные отделы не имеют прямого отношения к сохранению и воспроизведению следов памяти и что непосредственные симптомы их поражения надо искать в других нарушениях. [12]
Моноаминергические ( допаминергическая, норадренер-гическая, серотонинергическая), ГАМКергическая и пепти-дергические системы участвуют в механизмах модуляции ( усиление, ослабление) воспроизведения следа памяти. Холинергический же механизм играет решающую роль в процессах фиксации следа памяти, и изменения воспроизведения следа при воздействии на эту систему опосредуются через холинергический фиксирующий механизм. [13]
Проведенные в нашей лаборатории исследования показали, что нарушение эмоциогенной регуляции приводит к ухудшению памяти: человеку кажется, что он плохо запоминает, а в действительности у него нарушено воспроизведение следа памяти, он плохо вспоминает, не может воспроизвести прочитанное, известные фамилии, номера телефонов, даты. [14]
Поведение человека будет определяться не только реальностью, но и предыдущей оценкой сигналов, поступающих из внешней среды, памятью об их значимости, с чем и будет связано в данном случае воспроизведение следа памяти. [15]