Cтраница 2
В период Смутного времени возглавлял оборону Смоленска ( см. Смоленское сидение 160ft - 1611); до 1619 - в польск. [16]
В период Смутного времени возглавлял оборону Смоленска ( см. Смоленское сидение 1609 - 1611); до 1619 - в польск. [17]
В эпоху Смутного времени соборное представительство могло быть, конечно, только выборным, и при новой династии главным элементом на соборе являются те добрые, разумные и постоятельные люди, которых выберет земля. [18]
Крупнейший знаток смутного времени С. Ф. Платонов полагал, что вопрос о личности Лжедмитрия I не поддается решению. [19]
Материалы по Смутному времени, собранные В. Н. Алек-сандренко / / Старина и новизна. [20]
Таким образом, Смутное время завершилось, и итоги его были для России крайне неутешительны: европейская территория страны заметно сократилась. [21]
Из истории публицистики Смутного времени / / Учен. [22]
То же, что смутное время ( см. смутный; истор. [23]
Химия все еще переживала смутное время: даже основные понятия этой науки не были уточнены, и разные ученые вкладывали в них разный смысл. [24]
В исторической литературе период смутного времени освещается по-разному. Оценки этих страниц истории России неоднозначны. Однако оценка социально-экономического аспекта этого периода у боль - шинства историков во многом совпадает. Что же касается политических аспектов этого периода, здесь мы сталкиваемся с самыми разными оценками и суждениями. [25]
В наступивших затем бурях Смутного времени глас народа из риторической фикции должен был превратиться в реальную политическую силу. [26]
Состояние тяглого населения в период Смутного времени, наступившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восшествия на престол Михаила Романова, характеризуется в Русской истории Д.И. Иловайского следующим образом. [27]
Ключевский впервые разработал цельную концепцию смутного времени как порождения сложного социального кризиса. [28]
Авторы сказаний и повестей о смутном времени прямо указывали на то, что уже в Чудове чернец Григорий нача в сердце своем помышляти, како бы ему достигнути царскова престола, и сам сатана обеща ему царствующий град поручити. Автор Нового летописца имел возможность беседовать с монахами Чудова монастыря, хорошо знавшими черного дьякона Отрепьева. С их слов летописец записал следующее: Ото многих же чюдов-ских старцев слышав, яко ( чернец Григорий. [29]
Дионисию, такое высокое значение в Смутное время, возбудил к себе вражду многих во время мира: затеяно было из монастыря множество споров с окольными людьми, землевладельцами, горожанами, крестьянами; искали в судах, поклепавши напрасно в деньгах, землях, крестьянах, искали именем чудотворца Сергия, а брали не в монастырь, но родственникам своим села и деревни устроива-ли; разгневали и самого государя, потому что брали в городах посадских людей и сажали их в монастырских слободах на житье. Монастырские слуги били и грабили на дорогах; когда же приезжали в монастырь дети боярские или слуги знатных людей с жалобами, что монастырь вывел из-за них крестьян и холопей на свои земли, то им давали управные грамоты, но прежде посылали перевести их, холопей и крестьян, в другие монастырские вотчины, и когда истцы приедут с управ-ными грамотами, то им показывают пустые дворы. [30]