Смутное время - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
"Человечество существует тысячи лет, и ничего нового между мужчиной и женщиной произойти уже не может." (Оскар Уайлд) Законы Мерфи (еще...)

Смутное время

Cтраница 4


Ченстоховский, который теперь в Польше имел такое же значение, какое Троицкий монастырь имел в Московском государстве в Смутное время. Церковь призвала народ к восстанию против врагов иноверных, и народ повиновался; знаменитый полководец Чарнецкий начал действовать с успехом против шведов. Карл X увидел, что польская корона ускользает от него, Ян Казимир, поддерживаемый энергическою женою своею, ободрился.  [46]

Кроме этой официальной летописи дошли до нас другие летописи, сказания и хронографы, заключающие в себе известия о Смутном времени; большая часть этих летописей составлена в царствование Михаила, и потому теперь время обратиться к ним, посмотреть, как в первой половине XVII века, тотчас после смут, высказалось в тогдашней исторической литературе сознание об этих великих и страшных событиях. Прежде всего, разумеется, мы должны обратиться к вопросу, как представлялись причины Смутного времени.  [47]

Благодаря местническим делам и служебным назначениям, записанным в разрядах, мы можем знать сколько-нибудь о судьбе людей и родов, с которыми так часто встречались в Смутное время. Мы видели, что Годуновы должны были отказаться от тех местнических отношений, на которые давало им право положение их при царе Борисе; один из них, Матвей Михайлович, был боярином при царе Михаиле и воеводою в Тобольске ( 1620 год); в 1631 году он был послан в Рязань разбирать дворян и детей боярских, а в 1632 был воеводою в Казани; в придворных церемониях, за столом царским нередко упоминается окольничий Никита Васильевич Годунов; жена окольничего Ивана Ивановича Годунова Ирина Никитична, родная тетка царя, была еще жива, упоминается по случаю свадьбы царской в 1626 году.  [48]

Если духовенство и книжники облекали эту власть в пышные идеологические одежды, то средние московские люди ясно видели и сознавали ее практическую необходимость для жизни государства; в Смутное время, когда не стало законного и общепризнанного царя в Русской земле, земские люди поднялись и организовались для восстановления царской власти; весною 1612 г. второе земское ополчение рассылало из Ярославля по городам грамоты, в которых говорило о необходимости выбрати общим советом государя, чтоб до конца не разорился.  [49]



Страницы:      1    2    3    4