Cтраница 2
Содержание токсичных компонентов в отработавших газах карбюраторных и дизельных, двигателей. [16] |
При сгорании этилированных бензинов ( содержащих алкилсвинцовые антидетонаторы) в отработавших газах появляется довольно много оксидов свинца. Они вредны для здоровья человека и способны загрязнять почву и растительность на обочинах дорог. В нашей стране уже более 20 лет запрещено применение этилированных бензинов в 10 наиболее крупных городах и двух климатических зонах - побережье Крыма и Кавказа. [17]
Таким образом, современные стандартные методы определения алкилсвинцовых антидетонаторов разнообразны, в них используются различные химические реагенты и разная инструментальная техника. Это разнообразие, по-видимому, вызвано с одной стороны существенными недостатками большей части методов, а следовательно, стремлением к их устранению, а с другой - необходимостью точного определения концентрации антидетонатора в широких пределах. [18]
В качестве такой присадки во все: с странах мира более полувека применяют алкилсвинцовые антидетонаторы, преимущественно тетраэтилсвинец ( ТЭС), а также тетраметилсвинец ( ТМС) и некоторые соединения марганца. [19]
Метод ASTM D 3237 стандартизирован в 1973 г., спецификацией на бензины он не предписан. Метод основан на атомноаб-сорбционной спектрометрии и пригоден для алкилсвинцового антидетонатора любого типа. [20]
Наиболее эффективным и экономически выгодным способом повышения детонационной стойкости бензинов является введение антидетонационных присадок - антидетонаторов. Алкилсвинцовые антидетонаторы, в первую очередь тетраэтилсвинец, а затем тетраметилсвинец, применяют в промышленных масштабах в качестве присадок к бензинам уже более пятидесяти лет. Эти соединения обладают способностью при добавлении в бензин в небольшой концентрации резко повышать его детонационную стойкость. [21]
В настоящее время применение алкилсвинцовых антидетонаторов для приготовления автомобильных бензинов резко сократилось. Увеличивается доля выработки неэтилированных бензинов, а содержание свинца в этилированных бензинах непрерывно снижается в большинстве стран. Причиной отказа от применения алкилсвинцовых антидетонаторов является токсичность образующихся продуктов сгорания и отравляющее их действие на каталитическую массу нейтрализаторов. Подсчитано, что ежегодно в атмосферу выбрасывается более 250 тыс. т соединений свинца в виде аэрозоля. [22]
Состав отечественных и зарубежных этиловых жидкостей ( в %. [23] |
В настоящее время применение алкилсвинцовых антидетонаторов для приготовления автомобильных бензинов резко сократилось. Увеличивается доля выработки неэтилированных бензинов, а содержание свинца в этилированных бензинах непрерывно снижается в большинстве стран. Причиной отказа от применения алкилсвинцовых антидетонаторов является токсичность образующихся продуктов сгорания и отравляющее их действие на каталитическую массу нейтрализаторов. Подсчитано, что ежегодно в атмосферу выбрасывается более 250 тыс. т соединений свинца в виде аэрозоля. [24]
Наиболее эффективным и дешевым, но экологически не выгодным способом повышения ДС товарных бензинов является введение антидетонационных присадок - антидетонаторов. Они обладают способностью при добавлении в бензин в небольшой концентрации резко повышать его ДС. В качестве такой присадки во всех странах мира более полувека применяют алкилсвинцовые антидетонаторы, преимущественно тетраэтилсвинец ( ТЭС), а также тетраметилсвинец ( ТМС) и некоторые соединения марганца. [25]
Максимальной приемистостью к тетраэтилсвинцу обладают алканы, наименьшей - олефины и ароматические углеводороды; нафтеновые углеводороды занимают промежуточное положение. Среди бензинов наибольшей приемистостью к свинцовым антидетонаторам обладают бензины прямой перегонки. Но эффективность действия антидетонаторов снижается с повышением их концентрации, поскольку первые порции вызывают большее повышение детонационной стойкости, чем последующие. Содержание алкилсвинцовых антидетонаторов в авиационных бензинах допускается в 3 - 4 раза больше, чем в автомобильных. [26]
Эффективность этиловой жидкости в повышении октановых чисел зависит от химического состава бензинов. Свойство бензинов в той или иной мере повышать свою детонационную стойкость при добавлении антидетонаторов принято называть приемистостью. Наибольшей приемистостью к ТЭС обладают парафиновые углеводороды, наименьшей - олефиновые и ароматические; нафтеновые углеводороды занимают промежуточное положение. Срсдн бензинов наибольшей приемистостью к свинцовым антидетонаторам обладают бензины прямой перегонки. Содержание алкилсвинцовых антидетонаторов в авиационных бензинах допускается в 3 - 4 раз больше, чем в автомобильных. [27]
Снижение содержания, алкилсвинцовых антидетонаторов в бензинах и полное запрещение применения этилированных бензинов обусловлено не только токсичностью оксидов свинца. Установлено, что некоторые из токсичных компонентов, выбрасываемых двигателями в атмосферу, могут под действием солнечных лучей вступать в фотохимическое взаимодействие с образованием ядовитого тумана, получившего название смог. Такой смог может висеть над городом несколько суток, загрязняя воздух и нарушая нормальную жизнедеятельность. Наиболее эффективным средством борьбы со многими токсичными составляющими отработавших газов автомобилей является установка дожигателей. В них с помощью катализатора удается дожигать оксид углерода до диоксида. Все эти обстоятельства заставляют отказываться от применения бензинов с алкилсвинцовыми антидетонаторами. [28]