Cтраница 2
Относительно деления общественных явлений на виды, как и относительно того, какие виды общественных явлений должна изучать социология, существуют различные точки зрения. Так, существует мнение, что наиболее значительные общественные явления - это социальные группы, и они и должны прежде всего быть предметом изучения социологии. В противоположность этому существует и мнение, согласно которому основные общественные явления - это общественные отношения и их виды; их-то и должна в первую очередь изучать социология. [16]
Весь океан общественных явлений распадается на такие отдельные формы взаимодействия. [17]
Требует изучения общественных явлений в их развитии и соблюдения принципа однородности оснований для сравнения. [18]
Хотя связи общественных явлений многообразны и сложны, все же в каждом конкретном случае одни признаки влияют на другие и обусловливают их изменение, а другие зависят от них. Зависимые признаки ( показатели) называют результативными, а независимые, влияющие на них, - факторными. [19]
В сфере общественных явлений отражение еще более трудное дело. Общество определяется экономическими отношениями, производством и обменом, наряду с историческими предпосылками. [20]
Связи в общественных явлениях часто изучаются по уравнению прямой. Во многих случаях этого требует материальное содержание изучаемых процессов. [21]
И хотя всякое общественное явление по своей сущности образовательно, образовательное влияние как таковое впервые становится одной из важных целей сообщества именно в связи с взаимоотношениями старших и младших. По мере усложнения структуры и наращивания ресурсов общества растет потребность в организованном, целенаправленном преподавании и учении. С распространением формального обучения увеличивается опасность разрыва между опытом, получаемым в естественных объединениях людей, и опытом, приобретаемым в школе. Сейчас эта опасность большая, чем когда бы то ни было, в результате быстрого накопления знаний и развития технических навыков за последние несколько столетий. [22]
Понятое подобным образом общественное явление представляет собой тот элемент общества, который оказывается нельзя разложить далее без того, чтобы он не потерял при этом свою социальность, т.е. социальный характер. [23]
Однако, поскольку общественные явления складываются из взаимосвязанных действий индивидов, а индивиды в своем поведении и поступках проявляют себя как личности, как своеобразные индивидуальности, то понятно, что существует определенная связь между характером общественного явления и особенностями, качествами личностей, в результате взаимодействия которых осуществляются определенные перемены. И социология, исследуя характер общественных явлений, должна учитывать и этот факт. [24]
Поскольку мы определили общественное явление как результат взаимодействия людей, выражающийся в определенных изменениях в природе, обществе или в поведении самих людей, то можно провести различие между собственно взаимодействием и изменениями, которые оно вызывает. В этом смысле и считают, что социальные процессы - это взаимодействие людей, их индивидуальных поведений, а социальные образования есть результат такого взаимодействия. [25]
Социалистическое соревнование - общественное явление, выражающее творческую инициативу трудящихся масс, направленную на всемерный подъем социалистического производства. [26]
Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Причины такого удвоения Ф видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и об а. [27]
Социалистическое соревнование - общественное явление, выражающее творческую инициативу трудящихся масс, направленную на всемерный подъем социалистического производства. [28]
Социальную надстройку образуют остальные общественные явления, которые не возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. Если же говорить о положительном определении, то можно сказать, что социальную надстройку образуют явления и процессы в обществе, которые обусловлены и вызваны к жизни общественным базисом. [29]
Условия труда как объективное общественное явление, складывающееся в процессе труда, не зависят от субъективных особенностей работающего человека ( его работоспособности, квалификации и др.); однако все эти субъективные особенности непосредственно или опосредованно зависят от условий труда; кроме того, от этих субъективных особенностей во многом зависит успех в работе по улучшению условий труда, по обеспечению охраны труда, его безопасности. [30]