Cтраница 3
Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, которые выступают причиной всех остальных общественных явлений. Социальный процесс - это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы. При этом взаимосвязанное поведение людей может быть из разряда как физической, так и психической деятельности и выражаться как в действии, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия. [31]
Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, выступающие причиной всех остальных общественных явлений. Социальный процесс - это такое взаимосвязанное действие людей, в результате которого осуществляются перемены. Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органической целостностью, организацией данной общественной системы. [32]
Все чаще изучением общественных явлений, особенно с позиций социологии, занимаются исследовательские группы, в которые входят специалисты разного профиля. [33]
В современных исследованиях общественных явлений, и особенно в социологических исследованиях, все чаще для получения информации применяются математика-статистические методы. Нередко говорят отдельно при измерениях о математических методах и отдельно - о статистических методах. Однако нам представляется, что нельзя говорить об этих методах по отдельности, ибо они не могут быть строго разделены и чаще всего применяются вместе. По сути, при помощи измерения устанавливают точное количество различных признаков и одинаковых явлений в целом. На основе этого получают точное знание о явлениях, благодаря чему облегчается установление закономерностей из развития. А с применением статистических методов массовое и индивидуальное, особенное и единичное, количественное и качественное не только различаются, но и оказываются взаимно связанными, давая возможность объяснить качество на основе количества. [34]
Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки: понимая прошлое - заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее. [35]
Наконец, деление общественных явлений на базис и надстройку не следует понимать механистически и проводить между ними некую строгую границу, поскольку базис и надстройка соприкасаются и переплетаются друг с другом. Поэтому некоторые социологи подчеркивают, что общество представляет собой множество общественных явлений, из которых некоторые относятся к базису, и к надстройке. Они полагают, что лучше всего наряду с базисом и надстройкой выделить общественные явления, которые относятся и к первому, и ко второй. [36]
Обязанные отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях, обязанные сводить их к интересам определенных классов, они должны формулировать те же desiderata, как пожелания таких-то общественных элементов, встречающие протиподействио таких-то других элементов и классов. Такая постановка будет ужо абсолютно устранять возможность утилизации их теорий. [37]
Менделеева в понимании общественных явлений выражался главным образом в преувеличении роли сознания в развитии общества, в преувеличении роли науки, отдельных политических деятелей. [38]
Игнорирование специфических особенностей общественных явлений неизбежно ведет к вульгаризации марксистского К. Он позволяет за хаосом индивидуальных действий, за своеобразием мотивов и стремлений отдельных людей вскрыть реальные интересы борющихся классов, вытекающие из их места в исторически определенном об-ве, и прежде всего в системе общественного произ-ва. [39]
Номотетика игнорирует специфику общественных явлений, которые в своем предельном случае есть не что иное, как объективация сознательного, психического взаимодействия людей друг с другом. Идиографика в свою очередь противопоставляет субъективно-смысловую интерпретацию объективному объяснению, опирающемуся на общенаучные принципы и категории, вне которых нет и не может быть абстрактного конструирования общественного процесса во всей его сложности. [40]
Если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего... Естественно, чем более давней является ретроспективная информация, тем меньше в ней зачатков будущего и больше остатков прошлого. [41]
В ходе типологической группировки исследуемое общественное явление делится на классы, социально-экономические типы. Решение этой задачи невозможно без применения марксистско-ленинской экономической теории. Типологическими являются, например, группировки предприятий и организаций по формам собственности, населения - по общественным группам. [42]
Аналитико-синтетический процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. [43]
Наряду с теоретико-методологическим объяснением общественных явлений в новых экономических условиях набирает силу проведение конкретных социологических исследований социальных проблем, наиболее острых для данного этапа экономического и социально-культурного развития страны. Они весьма близки к проблематике социологии общественной жизни, поскольку характеризуют деятельность и поведение разных групп населения как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Тем самым появляется возможность сопоставлять влияние экономической и социальной сфер на жизнедеятельность населения. [44]
Аналитико-синтетический процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. [45]