Cтраница 2
Облегчение рычагов. а, в - исходные конструкции. б, е - облегченные конструкции. [16] |
При облегчении цилиндрических деталей типа дисков, крышек, колец, а также деталей с фигурными наружными очертаниями, например, в виде многоугольников, следует иметь в виду, что наибольший эффект дает снятие материала с периферии и относительно меньший эффект - на участках, близких к центру. В общем случае весовой выигрыш пропорционален квадрату диаметра. [17]
Пусть в машине весом 5 т литые корпусные детали составляют 70 % по весу и средняя толщина стенок литья равна 12 мм. Уменьшение толщины стенок только на 1 мм дает весовой выигрыш - 300 кг, которые никак нельзя набрать при самом скрупулезном расчете расчетных деталей, нацеленном на уменьшение их веса. [18]
Есть, однако, конструкции, у которых расчетные детали составляют относительно большую долю веса. Для машин и сооружений этого типа уточнение расчета и разумное уменьшение запасов прочности дает большой весовой выигрыш. [19]
Алюминиевые сплавы часто применяют для отливки корпусных деталей. Пониженную прочность и жесткость алюминиевых сплавов компенсируют увеличением сечений, моментов сопротивления и инерции. Несмотря на это, применение алюминиевых сплавов дает значительный весовой выигрыш. [20]
Применение материалов с малым удельным весом представляет собой существенный ресурс уменьшения веса конструкций. Однако реальный весовой выигрыш зависит не только от величины удельного веса, но и от прочности материала. Пониженная прочность и жесткость легких материалов может в ряде случаев уменьшить и даже свести на нет весовой выигрыш. [21]