Cтраница 2
При правильном подборе противоизносных и противозадирных присадок малый износ деталей трансмиссии будет обеспечиваться в определенных пределах независимо от вязкости масла. Вместе с тем вязкость трансмиссионных масел должна быть оптимальной, так как высоковязкие масла, обеспечивая более устойчивую граничную пленку, улучшая герметичность уплотнений, приводят к значительным потерям на трение, особенно в условиях низких температур. [16]
В результате увеличения мощностей и интенсификации режимов эксплуатации автомобилей резко возросли рабочие температуры в узлах трансмиссий. Так, в силовой передаче автомобиля ГАЗ-53 температура масла достигает 150 С. Поэтому вязкость трансмиссионного масла не должна сильно падать при повышении температуры, в противном случае понизится его смазывающая способность и повысится утечка масла через уплотнения, а следовательно, его расход. Трансмиссионные масла должны обладать пологой вязкостно-температурной кривой, значит загущение их вязкостными присадками целесообразно, однако эти присадки должны отличаться высокой механической и термоокислительной стабильностью. Достаточной стабильностью обладают трансмиссионные масла, содержащие вязкостные присадки с молекулярной массой от 3000 до 5000, такие, как ПМА-В, ПИБ, октолы; по-видимому, возможно использование винипола, ССД, СЭП. В табл. 41 приведены свойства загущенных трансмиссионных масел СССР. [17]
Низкие температуры практически не влияют на про-тивоизносные качества трансмиссионных масел, так как температура в микрозонах контакта трущихся пар изменяется мало. При низких температурах металла несколько увеличивается вязкость масла в объеме и, как следствие, улучшаются условия смазки деталей, работающих в гидродинамическом режиме. Повышение же вязкости трансмиссионного масла в объеме ведет к увеличению потерь энергии на внутреннее трение, в результате несколько возрастают удельные нагрузки на зубья. Все отмеченное косвенно отражается на износе трущихся пар. [18]
В эксплуатационных условиях была проверена работоспособность агрегатов трансмиссий автомобилей Урал-375, ЗИЛ-130, Краз-214 и других на загущенных моторных маслах АСЗп-10 и ДСЗп-8. Вязкость зарубежного трансмиссионного масла для Севера SAE-75 при 99 С составляет 6 25 мм2 / с, а масла MIL-L - 10324A не менее 3 мм2 / с при этой же температуре. [19]
Если температура некоторых трущихся поверхностей, смазываемых моторным маслом, достигает 2000 - 2500 С, то трансмиссионным маслом, она, как правило, не превышает 100 - 150 С. Но при длительном стоянии автомобиля температура масла уравновешивается с температурой окружающего воздуха. Тогда на проворачивание шестерен и других деталей трансмиссии не хватает даже всей мощности двигателя и работа автомобиля будет невозможной. Для уменьшения затрат энергии и улучшения смазки агрегатов трансмиссии необходимо, чтобы в зоне низких температур не наблюдалось резкого возрастания вязкости трансмиссионного масла и чтобы оно имело как можно более низкую температуру застывания. [20]
Накопление в масле продуктов, не растворимых в пентане, при работе в гидротрансформаторе. [21] |
То, что трансмиссионные масла и особенно масла для гидротрансформаторов работают длительное время при повышенных температурах, обусловливает предъявление к ним жестких требований в отношении стабильности. Важно, чтобы за установленный срок службы основные эксплуатационные свойства масла мало изменялись. Через 150 ч работы в гидротрансформаторе в результате окисления содержание частиц, не растворимых в пентане, заметно возросло ( см. рис. 136), особенно при температуре 177 С. При повышении температуры от 149 до 177 С количество продуктов глубокого окисления масла выросло более чем в 2 раза. Данные табл. 214 свидетельствуют о значительном росте вязкости трансмиссионного масла при работе в обычных зубчатых передачах автомобилей. [22]