Cтраница 1
Любой правильный речевой акт должен удовлетворять принципу кооперации и четырем максимам Грайса. Для обеспечения совместимости в группе агенты должны соблюдать правила коммуникации. Это позволяет строить протоколы коммуникации. В протоколе коммуникации должны содержаться: тип коммуникативного акта, имена агентов отправителя и получателя сообщений, содержание передаваемого сообщения. Следует также отразить характер изменения знаний агентов в процессе коммуникации. [1]
Анализ речевого акта ведет к унификации анализа действий ( типов сообщений) и анализа информации в виде потоков информации, связанных с сообщениями. [2]
При прямом речевом акте предложения понимаются буквально. При косвенном речевом акте буквальное понимание предложения приводит к неудаче в процессе коммуникации, так как главный смысл этих предложений выражен неявно. Например, повествовательное косвенное предложение может быть использовано для запроса на поиск информации ( Мне необходимо знать номер телефона Петрова), вопросительное косвенное предложение может быть использовано для сообщения информации ( Разве вы не знаете, что Михаил купил машину. [3]
В теорию речевых актов входит описание различных комбинаций речевых актов друг с другом. Так реакцией на побуждение может быть принятие предложения, отклонение предложения, выдвижение контрпредложения или обсуждение условий. [4]
Результатом выполнения подобного речевого акта становится перлокутивный эффект. Соответственно, Франц ван Ээмерен с коллегами активно воспользовались предложенной схемой, разместив различные виды речевых актов в разных точках своей структуры аргументации в качестве характерных именно для этой точки процесса. [5]
Просьба, являясь ядерным речевым актом в классе реквестивов, предстает как директивный акт, состоящий в побуждении адресата к выполнению действия в интересах говорящего. [6]
Исходная идея теории речевых актов очень проста и опирается на обыденную практику взаимодействий в ходе разговоров между людьми. Как правило, любой разговор преследует определенную цель, ради достижения которой он и разворачивается. Так типичной целью говорящего может быть изменение позиции слушающего, заражение его определенными идеями, интересами и задачами. В свою очередь, характерная цель слушающего состоит в получении некоторой важной для него информации, усвоении круга понятий, обучении некоторым действиям, и пр. Поэтому речевые акты можно рассматривать как намеренные действия, выполняемые в процессе коммуникации. [7]
Дишюги начинаются с исходного речевого акта ( ассертивного, промиссив-ного, экзерситивного декларативного или экспрессивного) и характеризуют намерения одного агента по отношению к другому. [8]
Перформансы можно рассматривать как социальный речевой акт, задача которого состоит в максимальном усилении воздействия по всем каналам. Общество, цивилизация заинтересованы в первую очередь в социальных речевых актах. [9]
Функции речи. [10] |
Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника. [11]
Теория диалоговых сетей есть расширение теории речевых актов, которое опирается на определение протоколов коммуникации. Всякий речевой акт представляет собой цепочку фраз ( высказываний), в результате которых происходят изменения ментальных состояний у собеседников. [12]
Выражаемый ( - лингвистический) смысл речевого акта. Любой естественный язык является знаковой системой. Семиотическая проблематика рассматривается в трех основных аспектах, которым соответствуют следующие разделы семиотики: синтактика, семантика и прагматика. [13]
Последнее обстоятельство ставит просьбу в раздел весьма невежливых речевых актов, ибо исполнителем желаемого для говорящего действия должен стать кто-то другой - либо адресат, либо иное лицо. Для обращения с просьбой говорящий должен иметь веские основания, мотивирующие его речевое действие. [14]
Итак, выше указано, что речевым актам сопутствуют внерече-вые акты. [15]