Cтраница 1
Плановые акты юридически обязательны для исполнителей. Наиболее важные плановые акты принимаются в форме закона и являются правовыми нормативными актами. [1]
Плановые акты в сфере обращения ( лимиты, фонды, планы перевозок, кредитные планы и т.п.) отличает то, что они одновременно адресованы двум организациям - потенциальным контрагентам. Между этими последними в силу такого планового акта возникают определенные права и обязанности еще перед заключением договора. [2]
Плановые акты на поставку продукции или наряды выдаются в соответствии со структурой договорных отношений в соответствии с утверждаемыми производственным объединениям, предприятиям и организациям - поставщикам плана производства. [3]
Односторонне-обязательные плановые акты применяются, как уже отмечалось, и в области банковского кредитования. Основы ( ст. 85) содержат указания на то, что кредитование производится согласно утв ержденным планам, не предрешая вопроса об их характере. В развитие приведенной нормы Правила кредитования материальных запасов и производственных затрат, утвержденные Госбанком СССР 30 октября 1987 г., предусмотрели, что выдача ссуды осуществляется в пределах планового размера кредита, определяемого учреждением банка совместно с предприятием на основе изучения потребности в накоплении материальных запасов и необходимого ускорения их оборота, проведения затрат исходя из соответствующих заданий. При этом подчеркивается, что посредством кредита стимулируются достижение предприятиями высших конечных результатов, ускорение оборачиваемости их оборотных средств. [4]
Используемые в сфере обращения плановые акты могут порождать обязанности заключить договор на указанных в них условиях либо у обоих адресатов, либо только у одного из них. [5]
В тех случаях, когда договоры заключаются на поставку продукции, распределяемой в плановом порядке, основанием для их заключения должны служить плановые акты на поставку продукции. [6]
Все н 1ча 1сь с Положений о по; тавкач 1969 г. Они предоставили одной из сторон в договоре - покупателю возможность требовать внесения изменений в плановые акты распределения продукции ( наряды) в случаях, когда, по его мнению, выделенная продукция ему не нужна вовсе или по крайней мере з таком количестве. [7]
Плановые акты юридически обязательны для исполнителей. Наиболее важные плановые акты принимаются в форме закона и являются правовыми нормативными актами. [8]
В системе Госснаба СССР применяются две формы П.п.: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе плановые акты на поставку продукции выдаются СГСС или фондодержателю-поставщику и конкретному получателю; при децентрализованной системе СГСС прикрепляют к поставщикам не конкретных покупателей, а территориальные органы системы Госснаба СССР и выдают им групповые наряды. Эти органы в свою очередь в соответствии с групповыми нарядами выдают наряды ( разнарядки) поставщикам и конкретным покупателям, которые находятся в районе их деятельности. [9]
В ряде отраслей Н.п.п. разрабатываются и утверждаются министерствами по согласованию с Госснабом СССР. В соответствии с этим планом выдаются плановые акты на поставку продукции. [10]
Приведенная точка зрения, соответствовавшая командно-административным методам регулирования социалистической экономики, оказывается теперь весьма уязвимой для критики. Удельный вес договоров, опирающихся на обязательные для сторон плановые акты, значительно сокращается. К этому следует добавить, что соответствие планируемых договоров лежащим в их основе предписанным сверху плановым заданиям ( плановым актам) становится все более гибким. В результате правовой режим плановых и неплановых договоров ( у последних по крайней мере во всем, что находится за пределами действия планового задания) сближается. Тем самым складываются предпосылки для принятия комплексных актов, в которых значительная часть норм относится в равной мере и к плановым, и к неплановым обязательствам. Проведенная в крайне узких пределах дифференциация оказалась достаточной также для транспортных уставов и кодексов. [11]
Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г., установлено обязательное согласование изменения планов производства с органами Госснаба СССР. Положения в случаях изменения планов производства с нарушением установленного порядка изменения в плановые акты на поставку продукции и в договоры не вносятся и поставщики не освобождаются от ответственности за неисполнение договорных обязательств. [12]
В настоящее время административные акты как единственное основание порождения гражданско-правовых обязательств встречаются редко. В числе таких актов можно назвать ордера, выдаваемые органами местного самоуправления гражданам, нуждающимся в получении жилых помещений; плановые акты, организующие подачу транспортных средств перевозчиками и предъявление груза грузоотправителями для осуществления, перевозки. [13]
Квазидоговорные обязательства такого рода в разное время широко применялись при поставках продукции. В частности, в середине 30 - х годов черные метая - л и автомашины, а с 1942 г. - уголь и нефтепродукты, т.е. важнейшие виды материальных ресурсов, поставлялись без договоров: плановые акты непосредственно порождали у одного из адресатов ( изготовителя) обязанность поставить продукцию, а у другого ( потребителя) - ее принять и оплатить. За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей стороны должны были нести такую же имущественную ответственность, как и за аналогичные нарушения обязательств, порожденных договором ( имеются в виду недопоставка продукции, поставка продукции с нарушением условий об ассортименте, качестве и тл. [14]
Главную форму планирования и организации деятельности предприятий составляет пятилетний план экономического и социального развития ( с распределением по годам), который служит основанием для разработки годовых планов. Утверждение не только годовых, но и пятилетнего плана входит в компетенцию самого предприятия, которое в этом случае использует в качестве исходных данные, содержащиеся в контрольных цифрах, государственных заказах, долговременных экономических нормативах, прямых заказах потребителей. Наряду с перечисленными применяются и другие плановые акты, к числу которых относятся, в частности, лимиты. [15]