Cтраница 2
Эти отношения опирались на обязательные для каждой из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий государственный контроль за началом, ходом и завершением строительства. [16]
Указываемые материальные ресурсы должны в количественном отношении строго соответствовать выделенным фондам. Оформленные в требуемом порядке, С.с. направляются СГСС по закрепленным за ними видам продукции. На основании С.с. СГСС оформляют плановые акты на поставку продукции. [17]
Во многих Правилах, Положениях и других нормативных актах, регулирующих отдельные виды хозяйственных договоров, отсутствуют нормы, определяющие порядок издания и доведения до адресата плановых заданий. Правила о договорах подряда на капитальное строительство традиционно оставляют открытым вопрос о том, каким требованиям должен удовлетворять плановый акт с точки зрения его содержания, в каком порядке и когда ( в какие сроки) он должен быть доведен до адресата и, наконец, каковы последствия нарушения соответствующих требований. И даже нормативные акты о перевозке грузов, в которые включены правила, посвященные порядку конкретизации и доведения до адресатов плановых актов, все же не предусматривают никаких последствий нарушения планирующими органами установленного порядка. В этой связи правовое регулирование хозяйственно-договорных отношений сводилось к весьма элементарной идее: одни органы издают плановые акты, а другие ( те, кому они адресованы) обязаны их исполнять. [18]
Перечисленные и все другие меры охранительного характера сохраняют свое значение и теперь. Они призваны обеспечить соблюдение социалистической законности в сфере управления народным хозяйством, роль и значение которой в пореформенных условиях, несомненно, усиливаются. Вместе с тем ясно, что законность неделима. Применительно к рассматриваемой проблеме это означает, что законными должны быть действия не только тех, кто исполняет плановые акты, но и тех, кто их создает. Новые принципы управления социалистической экономикой предполагают расширение самого понятия плановой дисциплины. Она должна распространяться и на адресатов плановых актов, и на тех, кто эти акты издает. В последнем случае имеется в виду необходимость соблюдать установленный законом порядок издания соответствующих актов. Эффективной гарантией может служить предоставление адресатам планового акта возможности оспаривать его, а также требовать от органа, издавшего такой акт в нарушение законодательства, возместить причиненные его действиями убытки. Из этих двух мер большее значение имеет первая, хотя бы уже потому, что ее применение позволяет избежать материального ущерба, в то время как вторая лишь обеспечивает справедливое распределение возникшего ущерба между тем, кто издал акт и тем, кому он адресован. [19]
Плановые акты юридически обязательны для исполнителей. Наиболее важные плановые акты принимаются в форме закона и являются правовыми нормативными актами. Будучи принятыми в форме законов, эти планы обязательны не только для организаций, которым они адресованы, но и для всех других хозяйственных органов, которые должны создавать необходимые условия для их выполнения. Вместе с тем существуют и плановые акты, имеющие индивидуальный характер. К ним относятся, например, конкретные плановые задания, даваемые предприятиям вышестоящими органами хозяйственного руководства. Подобные плановые акты юридически обязательны лишь для тех предприятий, которым они адресованы. [20]
Плановые акты юридически обязательны для исполнителей. Наиболее важные плановые акты принимаются в форме закона и являются правовыми нормативными актами. Будучи принятыми в форме законов, эти планы обязательны не только для организаций, которым они адресованы, но и для всех других хозяйственных органов, которые должны создавать необходимые условия для их выполнения. Вместе с тем существуют и плановые акты, имеющие индивидуальный характер. К ним относятся, например, конкретные плановые задания, даваемые предприятиям вышестоящими органами хозяйственного руководства. Подобные плановые акты юридически обязательны лишь для тех предприятий, которым они адресованы. [21]
Такие показатели плана, как сроки ввода объектов в эксплуатацию, сметная стоимость строительства, сроки начала и окончания строительства и др., не могут быть изменены договорными условиями. Кроме того, в отличие от договора поставки, где стороны вправе по взаимному соглашению отказаться от исполнения договора ( частично или полностью), законодательство о капитальном строительстве не допускает такой возможности. В противном случае объект не будет выстроен или останется незавершенным. Поэтому при нецелесообразности строительства объекта, предусмотренного в титульном списке, решение о консервации или прекращении строительства принимают компетентные планирующие органы, а не сами исполнители договора. Следовательно, в строительстве договорные отношения испытывают большее влияние плана, чем в некоторых других сферах хозяйственной деятельности. Но означает ли это, что в капитальном строительстве не остается места для самостоятельности и инициативы строительных организаций. Согласно законодательству, еще до заключения договора между будущими участниками строительства возникают различные правоотношения организационно-планового характера. Преддоговорные связи в строительстве объясняются необходимостью до заключения договора конкретизировать и детализировать плановые акты после их утверждения. На основе уточнения и конкретизации плановых заданий составляется проект договора подряда и формулируются его условия. [22]