Cтраница 2
Предпосылки всепланетарного общечеловеческого художественного мышления заложены во всеобщности родового сознания людей, сформировавшегося еще в процессе трудового антропогенеза. [16]
Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в довольно сжатые по сравнению с темпами антропогенеза сроки, что может быть определена как палеолитическая революция. [17]
Такая культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения. Специфика палеолитической культурологии состоит в том, что ее типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерности, вышедшие, из позднего каменного века, относятся к самым глубоким, аморфным, темным константам культурного бытия. [18]
На этом огромном хронологическом интервале могут быть обозначены лишь основные этапы - своего рода опорные пункты на путях антропогенеза: от 1 5 млн до 300 - 200 тыс. лет тому назад в праобщинах архантропов и от 300 - 200 тыс. до 45 - 35 тыс. лет назад в праобщинах палеоантропов - собирателей и охотников - начинается постепенный переход от первичных животнообразных форм деятельности к подлинному человеческому труду. [19]
Представление антропогенного состояния экосистемы в пространственно-временном континууме, строго говоря, не дает абсолютных оснований считать интегральную характеристику антропогенеза только скалярной или векторной величиной. [20]
На этом огромном хронологическом интервале могут быть обозначены лишь основные этапы - своего рода опорные пункты на путях антропогенеза: от 1 5 млн до 300 - 200 тыс. лет тому назад в праобщинах архантропов и от 300 - 200 тыс. до 45 - 35 тыс. лет назад в праобщинах палеоантропов - собирателей и охотников - начинается постепенный переход от первичных животнообразных форм деятельности к подлинному человеческому труду. [21]
В этом аспекте проблема человеческого бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека ( антропогенезе), который был также и генезисом специфической для вида Homo sapiens ( человека разумного - лат. [22]
Однако в связи с возрастающими масштабами глобального техногенеза такое разделение становится все более условным, а комплекс причин, инициирующих стихийные бедствия, - все более связанным с факторами промышленного и строительного антропогенеза. [23]
Фазовые характеристики таких потоков обусловливают корреляционные связи физически ( и, или химически) однородных ( а возможно и разнородных, но схожих по объектам влияния) полей техно - и антропогенеза. [24]
Выбор имеющихся или разработка новых методов оценки антропогенных изменений и методов локализации уже существующих допущенных нарушений окружающей природной среды во многом определяют природно-территориальные факторы и взаимосвязанные с ними свойства устойчивости природной среды к техногенезу и антропогенезу. [25]
Таким образом, генетический и прогностический аспекты исторического анализа потребности показали ее как явление, возникшее на уровне жизни, выступающее с самого своего появления в биологической форме и, со становлением социальных организмов - в общественной. В процессе антропогенеза происходит развитие потребностей от биологических форм к общественным и первые выступают естественно-природной основой формирования вторых. Процесс развития потребности, следовательно, предстает как ее восхождение к новым, более высоким и совершенным формам существования. Проведенный исторический анализ потребности является тем теоретическим фундаментом, на котором строятся исследования всех ее плоскостей. Применение принципа историзма позволило рассмотреть простейшие и выражающие глубину связи и отношения потребности, ее состояния, приобретенные в процессе исторического развития. Тем самым оно завершает исследование потребности как системы, достраивает теоретическую базу потребностного подхода. [26]
Коммуникация ископаемых гоминид разделена у него на 3 стадии: животной имитации, суггестации ископаемых людей и речевого общения Homo Sapiens, а каждый этап начинается отрицанием предыдущего и диалектическим скачком. Ведущим фактором антропогенеза является коммуникативное взаимодействие, а не труд. Скачок ко второй сигнальной системе Поршнев объясняет несовместимостью двух эволюционных ветвей на рубеже позднего палеолита и необходимостью психологической и культурной защиты более совершенных групп гоминид от менее развитых, но более суггестивных. [27]
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза ( для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. [28]
Исторический анализ потребности подтверждает, что стремление живых организмов только к полезным практическим результатам остановил бы историю потребностей, лишил бы эволюции их носителей. Не случайно у границ антропогенеза происходит становление ориентировочно-исследовательской потребности. [29]
Из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической - наиболее разработанной и убедительной выглядит, по нашему мнению, символическая. Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры. С этой точки зрения важна проблема соотношения культа и культуры. [30]