Cтраница 3
Конечно, впереди еще долгий путь к истине. Но уже сегодня ясно, что актуализация антропогенеза, то есть превращение его из вероятности в реальность, явилось следствием уникального переплетения факторов необходимых ( закономерных) и случайных. [31]
Несколько слов нужно сказать о том, как же люди потеряли инстинкты. Есть основания полагать, что в процессе антропогенеза, который совершался благодаря становлению коллективной трудовой деятельности, у высокоразвитых обезьян - филогенетических предшественников людей - инстинкты были разрушены, так как из них выпала обязательная и существенная составляющая - наследственно передаваемые способы удовлетворения потребностей. Теперь они стали исторически создаваться в культуре ранними людьми и прижизненно присваиваться каждым новым их поколением. [32]
Существенно психологизируя социологическую теорию, Уорд потратил немало усилий на разработку концепции социогении, которая, как он полагал, представляет собой высшую качественную ступень эволюции всего сущего. Так, в результате рассмотрения основных этапов космо -, био - и антропогенеза Уорд сделал вывод, согласно которому главные цели эволюции ( биологический уровень) и общества ( социологический уровень) совпадают: это - усилие. Таким образом, по Уорду, социогения синтезирует все природные и социальные силы, обладая к тому же неким чувством и разумной целью. [33]
Переход от раннего палеолита к позднему ( 40 - 35 тыс. лет тому назад) ознаменовался появлением человека современного вида - Homo sapiens) ( гомо сапиенс) - человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека, это был второй крупный скачок в антропогенезе: от предлюдей, архант-ропов и палеоантропов к людям. [34]
Не только сегодняшняя, но и современная Выготскому биология показала несостоятельность распространения учения Дарвина на антропогенез ( см.: Берг Л. С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. С другой стороны, на языке физиологии, с помощью понятий об инстинкте, врожденных и приобретенных реакциях, условном и безусловном рефлексе, Выготский полемизирует со сторонниками теории tabula rasa и, возражая против тенденции видеть в ребенке существо, детерминированное только прижизненными культурными влияниями, приписывает младенцу обладание начатками всего будущего репертуара человеческого поведения. С этим запальчивым утверждением согласиться можно лишь с одним условием: если под врожденной универсальной пластичностью человеческого детеныша понимать именно отсутствие врожденной предзаданности определенных поведенческих репертуаров, открытость, потенциальную готовность к предельно широкому диапазону выборов. [35]
Культура возникла вместе с обществом. Появление на Земле человека разумного, обладающего сознанием, членораздельной речью и способностью к труду - антропогенез, а также формирование социальных форм организации жизни и деятельности человеческих сообществ, то есть устойчивых общественных отношений, - социогенез, одновременно были и процессом порождения культуры - культурогенезом. Причем все эти виды генезиса являются аспектами единого процесса. Становление культуры могло происходить лишь в пространстве, измерениями которого являются возникающее сознание и речь, трудовая деятельность, общественные отношения. [36]
Линней ( 1707 - 1778) включил его в систему животного царства, в отряд приматов, выделенный в классе млекопитающих. Дарвина ( 1809 - 1882) Происхождение человека и половой подбор, в которой к проблеме антропогенеза применяется эволюционная теория. [37]
Это отражено даже в самом понятии индивидуум, что в переводе с латинского означает неделимый. В процессе антропогенеза человек постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. [38]
В современной литературе техногенное воздействие часто отождествляется с источниками деятельности или даже их последствиями, что приводит к несогласованности в итоговых документах и проведению исследований, не отвечающих целевому назначению. Многие классификации не учитывают правило деления объема понятия и лишены элементарной логики построения. Признаки изменчивости антропогенеза должны отражать основные черты техногенных воздействий на ГС, поэтому в таксономическом ряду воздействий целесообразно выделить класс, подкласс, тип, вид и разновидность воздействия. [39]
Совершенно верно, что нельзя отождествлять у человека биологическое с животным. Новорожденный человек, конечно же, не животное, он уже человек по своим органическим телесным свойствам. Они есть результат длительного антропогенеза, важнейшим фактором которого является социальность, общественный характер жизни. Новорожденный уже биологически наделен способностями и возможностями усвоить человеческую речь, мышление, культуру. Поэтому, с нашей точки зрения, здесь, по существу, нет расхождений во взглядах, и критиковать А. Н. Леонтьева следует, может быть, только за некоторые недостаточно аккуратные формулировки, например, об очеловечивании психики ребенка или об общности естественных способностей у человека и животных. Хотя, строго товоря, общность - не тождественность. [40]
Конечно, появление человека разумного, равно как и возникновение рода Homo и семейства гоминид, явилось следствием рада мутаций. Однако это не означает принципиального разрыва в эволюционном процессе. Большинство палеонтологов и антропологов считают, что антропогенез длился более грех миллионов лет, и предполагают, что был длительный переходный период, поле перехода от животного к человеку, внутри которого трудно провести резкие границы. [41]
Этот процесс - антропогенез - чрезвычайно длительный и сложный. Он изучен еще далеко не до конца, у науки по этой проблеме накопилось больше вопросов, чем ответов. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были обезьяны-австралопитеки, ходившие уже на задних конечностях, что высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности. [42]
Последнее обстоятельство следует отметить особо. Без формирования и развития этой культуры человеческого поведения, которое является необходимым условием антропогенеза и связано с преобразованием природно обусловленной мотивизации поведения, возникновением и совершенствованием специфически человеческих его регуляторов, невозможно говорить о достижениях в сфере преобразования внешнего мира. [43]
Результатом явилась, в частности, его работа Происхождение семьи, частной собственности и государства ( 1884), где было дано толкование с позиций исторического материализма ранних периодов развития человечества - первобытнообщинного, рабовладельческого, а отчасти и феодального общества. К этой работе примыкает включенная в Диалектику природы статья Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, в которой Энгельс пытался осмыслить процесс антропогенеза. [44]