Cтраница 2
Многие антропологи, ссылаясь на сохранившиеся каменные артефакты, связывают развитие высшего человеческого интеллекта с созданием и использованием орудий труда. На самом деле, как показывают новейшие исследования, мо-торно-сенсорные координации, вовлеченные в подобное элементарное производство, не требуют и не вызывают какой-либо значительной остроты мысли. [16]
Исследования антропологов - представителей школы - были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. Антропометрические признаки, которым они придавали такое важное значение, в частности головной указатель, в действительности не находятся в тесной связи с социальным статусом и распределены среди самых разных социальных групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют реально, специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных социальных наук убедительно демонстрируют тот факт, что одни и те же расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные качества в зависимости от социальных и культурных ситуаций. Тезис о пагубности расовых смешений также не находит подтверждения научными данными. [17]
Возражение антропологов состоит в утверждении прирожденное и потому неисправимости преступных наклонностей. Что есть преступники наследственные и преступники прирожденные - это можно считать несомненным, что между ними есть неисправимые - это довольно трудно отрицать, но утверждение, что все или хотя бы большинство преступников неисправимы, совершенно произвольно и не заслуживает критики. [18]
Привлекаемый антропологами научный материал интерпретируется ими идеалистически или эклектически. Это исключает возможность научного ответа на вопрос о сущности и структуре человека, о человеческой личности. В рамках подобной интерпретации прослеживаются биологическая и функционалистская ветви совр. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плане идеалистического натурализма и биологизма. Сторонники функционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений и интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Подобные выводы затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из вневременного смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. [19]
Психологи, антропологи, артисты и голос разума, звучащий у нас в голове, твердят, что для достижения богатства в новом понимании в Америке необходимы как изначальный потенциал, так и настойчивость. [20]
Как считает антрополог К. Первая заключается в том, чтобы подвергнуть социальный мир вертикальной классификации, а вторая - в том, чтобы этот вертикально классифицированный мир, состоящий из поделенных па классы индивидуумов, объявить отклонением от идеала равенства. Только тогда неравенство будет осознано, станет предметом научного и общественного дискурса. [21]
Например, антрополог Жан Инглиш-Люк пытается выяснить, как этот стиль жизни отражается на поведении детей. При поверхностном взгляде трехлетний ребенок не кажется слепком с нашей американской культуры, - говорит она. Но когда этот трехлетний малыш поворачивается к своей маленькой сестре и говорит, - Не мешай мне, я работаю, - эти слова стоят того, чтобы их услышать. Установил ли уже ребенок ту связь, которая существует между часами, проводимыми его родителями на работе, и всеми этими вещами, собранными ими в доме. [22]
Мид, известный американский социальный антрополог, после многолетних исследований пришла к выводу, что стыд, пожалуй, сильнее всего ощущается в связи с неудачей... [23]
Новейшие исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего представителя человеческого рода ( Homo habilis - человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. [24]
Многие историки, антропологи и социологи отвергают концепцию Тойнби как произвольную, лишенную ясного логического критерия выбора. Некоторые христианские цивилизации трактуются как отдельные и различные ( т.е. Западная Европа, Византия, Россия), а конгломерат различных ( религиозных и других) систем объединяется в одну цивилизацию. Спарта произвольно вырвана из остальной эллинской культуры, тогда как римская цивилизация объединена с греческой. [25]
В свою очередь культурные и социальные антропологи в отличие от культурсоциологов, как правило, анализируют традиционные общества, а вторые - современные. [26]
По мнению некоторых антропологов, первым представителем Homo sapiens sapiens была женщина, жившая в Западной Африке около 200 тысяч лет назад. [27]
Эти пережитки хорошо описывает американский антрополог Клакхон. [28]
Разные взгляды агрономов и антропологов обусловлены различиями между их дисциплинами. На антропологов, вероятно, данная система производит впечатление тем, что высокоразвитая социальная структура, со сложными ритуалами и табу, стабилизирует отношение человека к окружающей его среде. Например, в Новой Гвинее некоторые племена сохраняются в равновесии благодаря символической форме войны между ними, которая редко отнимает человеческую жизнь. Подсечная система земледелия в сочетании с разведением свиней, которые служат им источником белковой пищи, а также символом общественного положения и ритуальных обрядов, является ярким примером приспособленности к лесным условиям обитания. Естественный лес служит на пользу человеку, а не против него и превращается в лес-сад. Если измерять затраты энергии, а не получаемый с единицы площади урожай, то система заметно эффективна. [29]
ДИНАРСКАЯ РАСА, выделяется нек-рыми антропологами в составе большой европеоидной расы. Характерны высокий рост, темные глаза, удлиненное лицо, прямой выступающий нос. Распространена среди населения стран Балканского п-ова и Дунайского басе. [30]