Философская антропология - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь. Законы Мерфи (еще...)

Философская антропология

Cтраница 2


Большую работу кафедра проводит в деле философской подготовки аспирантов и соискателей, с которыми постоянно проводятся занятия по специально разработанной программе. Большое внимание уделяется рассмотрению вопросов методологии научного познания, философии науки и техники, науковедения, философской антропологии, культуры и цивилизации. Разработана техника рефератов, определены основные требования, предъявляемые к ним.  [16]

Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.  [17]

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Вообще во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, всякая общая социология так или иначе базируется на философской антропологии.  [18]

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Вообще во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, всякая общая социология так или иначе базируется на какой-то философской антропологии.  [19]

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Как уже отмечалось, во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, всякая общая социология так или иначе базируется на какой-то философской антропологии.  [20]

Нет необходимости отрицать ту огромную пользу, которую приносит эмпирическим гуманитарным наукам пристальное внимание к культурным фактам в их этнографическом разнообразии. Это - описание культурных феноменов, которое свободно от ценностных суждений. Философская антропология существует во множестве вариантов. Это относится и к культурологии, которая представлена прежде всего культурной антропологией, сложившейся в европейской культуре в XIX в. Эта дисциплина окончательно оформилась в последней четверти предшествующего века.  [21]

В современной буржуазной философии различают следующие направления: позитивистские, представленные различными школами неопозитивизма; иррационалистические, такие, например, как экзистенциализм; религиозные, наиболее типичные из которых - неотомизм, персонализм и протестантская теология кризиса. Названные течения не исчерпывают все существующие буржуазные философские школы. К ним относятся также феноменология, прагматизм, философская антропология и др. Вся эта совокупность названных течений развивается в русле идеалистического мировоззрения.  [22]

В философской литературе принято считать, что наибольшего влияния философия жизни достигает в первой четверти XX века, уступая в дальнейшем место экзистенциализму и другим персоналистски ориентированным философским направлениям. Несмотря на действительно имевшее место потеснение популярности философии жизни со стороны философской антропологии, персонализма и экзистенциализма ( особенно в период после Второй мировой войны), ее идеи не сходили со сцены и не теряли самостоятельного значения.  [23]

Такое расхождение возникло не случайно. Кстати, и в немарксистской философии XX века также сложились две разные ориентации: на человека ( философская антропология, персонализм, экзистенциализм и другие) и на науку ( неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и другие), отношения между которыми далеки от дружественных.  [24]

Философия раскрывает сущность и правильность законов в разных областях природы, а специфическое выражение этих законов изучают отдельные науки. В этом контексте философия открывает и закономерности развития человеческой мысли, что в конечном счете является отражением материальной действительности. Философия стремится охватить и полностью отразить с помощью создания своих методов, и в частности диалектического метода, и с помощью своих частных философских дисциплин ( гносеология и логика, эстетика, философская антропология и др.) все явления и процессы, имеющие место в материальной действительности.  [25]

Выставив в качестве предмета исследования психологию выдающихся лидеров, увлекающих мир в неожиданную плоскость культурного развития ( психоанализ) или инстинктивную природу человека, тяготеющего к тому, чтобы разорвать оковы цивилизации ( философская антропология), или некие, постоянно возобновляемые структуры исторического процесса ( структурализм), сторонники названных методик в исторической науке нередко были убеждены, что истинные пружины социальных трансформаций, наконец-то, раскрыты.  [26]

Уже в построениях таких теоретиков неотомизма, как Маритен и Жильсон, присутствует тенденция рассматривать человека как творца культуры. Маритен связывает культуру с самосовершенствованием субъекта, то есть раскрытием внутренних ресурсов человеческой природы. Культура выглядит естественным итогом работы разума и совершенствования добродетелей человека. Эта тенденция находит свое продолжение в работах философов, ориентирующихся на синтез томизма с экзистенциализмом, немецкой философской антропологией и иными направлениями западной философии.  [27]

Соотношение философии культуры и культурологии не составляет особой загадки. Отграничение философского ракурса от конкретного знания - процедура довольно знакомая. Разные объекты познания - природа, человек, культура, общество, история, техника, знание воскрешают одно и то же противостояние между философией и наукой. Возможен взгляд на природу со стороны натурфилософии и естествознания. Человек оказывается предметом внимания в философской антропологии и в теоретической антропологии. Конкретное знание о культуре несет культурология, метафизическое - философия культуры. Об истории рассуждает философ истории, а историк описывает события. Философия техники противостоит техниковедению. Философия истории сопоставляется с социологией. Философия знания надстраивается над описанием и осмыслением знания.  [28]

Гельвеции, Фейербах и Чернышевский. Заслуга введения и универсального обоснования антропологического принципа в философии принадлежит Фейербаху. Категория человек была выдвинута им как антитеза идеи и духа - понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Наиболее полное его обоснование было дано Шелером, родоначальником современной идеалистической философской антропологии. Ее приверженцы ( Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию человек в качестве антитезы понятия общество, как оно выступает в системе материалистического понимания истории.  [29]

В соответствии с новой ситуацией значительное внимание уделяется таким отраслям социологического знания, как индустриальная социология, социология семьи и социология молодежи. Развитие этих трех сфер социологии во многом связано с именем X. Преимущественная область исследования Шельски - социальные институты, которые возникают сначала для удовлетворения жизненных, базовых потребностей, а затем - культурных потребностей. В научном плане Шельского рассматривают как ученика немецкого философа и социолога А. Гелена ( 1904 - 1976) - одного из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Наиболее полно взгляды Гелена сформулированы в труде Человек. Несколько позже он переходит от исследования начальной антропологии к учению об институтах, то есть фиксированных форм антропологической организации. Гелен выделяет в истории три культурные эпохи: культура охотников, культура земледельцев и современная индустриальная культура. Следуя Веберу, он описывает прогрессирующую рационализацию институтов, где ведущую роль играет техника. В политическом плане в конце своей деятельности он становится ведущим идеологом неоконсерватизма в ФРГ.  [30]



Страницы:      1    2    3