Джабир - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Одна из причин, почему компьютеры могут сделать больше, чем люди - это то, что им никогда не надо отрываться от работы, чтобы отвечать на идиотские телефонные звонки. Законы Мерфи (еще...)

Джабир

Cтраница 2


Имеется в виду, что Джабир, да будет доволен им Аллах, пришел домой немного раньше остальных.  [16]

То, что арабский алхимик Джабир аль - Хайян на рубеже I и II тысячелетий называл превращением железа в медь, на самом деле было процессом, очень похожим на рассмотренные здесь опыты.  [17]

Ар-Рази интересовался медициной больше, чем Джабир, но самым знаменитым врачом был бухарец Ибн-Сина ( ок. Его сочинения служили важнейшими руководствами для врачей в течение многих веков. Авиценна единственный из алхимиков не верил в возможность получения золота из других металлов.  [18]

Из химических операций, хорошо знакомых Джабиру, назовем здесь следующие: получение и очистка различных металлов, получение и перегонка растительных масел, кристаллизация, сублимация различных веществ, перегонка ртути, применение щелочей и мыла, операции с возгонкой в пергамской алудели, нагревание в специальных печах ( атанор - самоподдуватель) и др. Джабиру приписываются также высказывания о важности для алхимиков практической деятельности и производства опытов.  [19]

Самым талантливым и прославленным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян ( 721 - 815), ставший известным в Европе позднее под именем Гебер. Многочисленные труды Джабира написаны достаточно понятным языком. Многие книги, приписанные ему, правда, могли быть написаны и позднее другими алхимиками.  [20]

В отличие от трудов ранних греческих алхимиков книги Джабира вполне ясны и понятны.  [21]

Сообщается, что Усайр бин Амр ( или: Ибн Джабир) сказал: Когда к Умару бин аль - Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев, он всегда спрашивал их: Нет ли среди вас Увайса бин Амира. Увайсом, да будет доволен им Аллах. Умар, да будет доволен им Аллах) спросил: Ты ли Увайс бин Амир. Умар снова) спросил: Из ( племени) мурад и ( рода) каран. Умар снова) спросил: И у тебя была проказа, от которой ты ( полностью) излечился, если не считать ( одного) места ( величиной) с дирхем. Умар снова) спросил: Есть ли у тебя мать. Тогда Умар) сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Придет к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из ( племени) мурад и ( рода) каран, болевший проказой, но ( полностью) излечившийся от нее, если не считать ( одного) места ( величиной) с дирхем.  [22]

В этой книге, как и в других сочинениях, Джабир выступает как сторонник и последователь учения Аристотеля о четырех элементах-стихиях и о происхождении в земле металлов и минералов. Однако теории Аристотеля его полностью не удовлетворяют. Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира семь металлов - золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и вместо ртути Джабир причисляет к металлам стекло. Много внимания Джабир уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности металлов: плавкости, ковкости, металлического блеска, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых стихий-качеств. Вот почему Джабир не удовлетворяется аристотелевыми качествами - теплотой, холодом, сухостью и влажностью, определяемым только при помощи органов осязания.  [23]

В другой версии этого хадиса (, приводимой Муслимом со слов Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившийся к людям с проповедью, был в черной чалме.  [24]

Имя самого видного из средневековых алхимиков осталось неизвестным; он подписывал свои труды именем Джабира, арабского алхимика, жившего за шесть веков до него. Этот Псевдо-Джабир был, вероятно, испанцем и жил в XIV в. Он также описал, как образуется сильная азотная кислота.  [25]

Передают со слов Са ида бин аль - Хариса, что однажды) он спросил Джабира, да будет доволен им Аллах, следует ли совершать омовение после ( употребления в пищу) того, чего касался огонь.  [26]

Сравнительно недавно в библиотеках Каира и Стамбула были найдены арабские манускрипты под заглавиями Книга семидесяти, Книга о ядах и другие, которые приписываются Джабиру ибн Гайяну.  [27]

Из химических операций, хорошо знакомых Джабиру, назовем здесь следующие: получение и очистка различных металлов, получение и перегонка растительных масел, кристаллизация, сублимация различных веществ, перегонка ртути, применение щелочей и мыла, операции с возгонкой в пергамской алудели, нагревание в специальных печах ( атанор - самоподдуватель) и др. Джабиру приписываются также высказывания о важности для алхимиков практической деятельности и производства опытов.  [28]

Джабир полагал, что ртуть является особым металлом, так как благодаря своей жидкой форме она содержит очень мало примесей. Джабир считал, что все остальные семь металлов образуются из смеси ртути и серы, созревающей в недрах земли. Труднее всего образуется золото - наиболее совершенный металл. Поэтому, чтобы получить золото, необходимо найти вещество, ускоряющее созревание золота.  [29]

Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть - принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является душой металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же - ртуть ( ср. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях.  [30]



Страницы:      1    2    3    4