Cтраница 4
Руска [19] пишет, что трудно поверить, чтобы к VIII в. Многие авторитеты полагают, что автор книги, приписываемой Джабиру, - неизвестный христианский алхимик, живший в XIII в. Такой скептицизм вполне понятен: алхимики имели обыкновение подписывать свои работы чужими именами, чтобы придать своим трудам большую значимость и чтобы остаться неизвестными, ибо церковь яростно преследовала алхимиков. [46]
Несмотря на то что большинство из них ограничивались лишь комментированием сочинений Джабира, ар - Рази и других ученых периода расцвета культуры и не создавали оригинальных трудов, их деятельность оказала значительное влияние на распространение химических знаний в странах Южной и Юго-западной Европы. Именно эти ученые стали первыми учителями европейских студентов, стремившихся получить образование в знаменитых тогда университетах Кордовы, Толедо и других центров арабской Испании. [47]
С другой стороны, при изучении древнеарабских источников ученые столкнулись с именами алхимиков, созвучными с именем Джабир а ( Абу Муса Джафар аль - Софи, Джафар аль - Садык и др.) - Крайне разноречивы также сведения о месте деятельности Джабира-Гебера. [48]
Деятельность значительного числа арабских химиков относится к более позднему времени развития арабской культуры. Однако они внесли мало нового в комплекс теоретических и практических знаний, нашедших уже отражение в произведениях арабских алхимиков раннего периода, особенно Джабира ибн Гайяна и ар - Рази. Теоретические представления позднейших арабских ученых эклектичны и в своей основе содержат идеи неоплатоников. [49]
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: ( Когда) мы с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали один из походов2, он сказал: Поистине, есть в Медине люди, которые неизменно находились вместе с вами1, каким бы путем вы ни шли и какое бы вади ни пересекали (, несмотря на то, что) их задержала болезнь. Этот хадис аль - Бухари приводит в той версии, которая передается со слов Анаса, а Муслим - в той, что передается со слов Джабира. Здесь приводится версия Муслима. [50]