Джайнизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Джайнизм

Cтраница 1


Джайнизм - религия, возникшая в VI-V вв. Ее основателем считается кшатрий Вардахамана. Джайны утверждают, что мир существует вечно, что он никогда никем не создавался. Главное в их учении - самосовершенствование души, благодаря которому происходит ее освобождение от земного мира. Джайны верят в переселение душ и в то, что новое воплощение зависит от того, как человек прожил свою предыдущую жизнь.  [1]

Обоснование принципа ахимсы в джайнизме носит вполне определенный, конкретный и категоричный характер: нельзя причинять вреда живому, поскольку оно обладает душой и находится на своем пути в цепи перевоплощений, поэтому произвольное прерывание нарушает этот процесс и отрицательно сказывается на карме человека, совершившего насилие.  [2]

Взаимодействие ислама, индуизма, сикхизма и джайнизма в Индии католицизма и ислама на Филиппинах создает сложные проблемы в духовной жизни каждой из этих стран.  [3]

Особое место проблема ненасилия занимает в философии и этике джайнизма.  [4]

Исходным пунктом ее является идея ахимсы, заимствованная из джайнизма, к-рая, однако, трактуется не только как воздержание от нанесения физич. Для соблюдения ахимсы требуются правдивость и храбрость, источником к-рых является любовь. Закон любви приобретает в Г, характер морально-преобразующей силы и дополняется законом страдания, согласно к-рому последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Ганди считал, что действием закона страдания определяется обществ, прогресс.  [5]

Между тем следует отметить, что буддизм, как и джайнизм, придавал большое значение этике, нормам поведения.  [6]

Учение о спасении в буддизме, так же как и в джайнизме, и все родственные им учения были созданы знатными интеллектуалами, получившими ведийское ( хотя не всегда строго специальное) образование, обязательное для воспитания индийской знати; это были преимущественно кшатрии, находившиеся в оппозиции к брахманам. В Китае как сторонники конфуцианства, начиная с самого его основателя, так и официально считающийся основателем даосизма Лао-цзы - либо чиновники, получившие классическое литературное образование, либо философы с соответствующим образованием. Почти все основные направления греческой философии находят в Китае и Индии свое отражение, правда значительно модифицированное. Конфуцианство как официально признанная этика господствует среди классически образованных претендентов на государственные должности, тогда как даосизм стал народной магической практикой. Важные реформы в индуизме были проведены знатными интеллектуалами, получившими необходимое для брахманов воспитание; правда, впоследствии дело создания общин частично перешло к членам более низких сект и, следовательно, протекало иначе, чем реформация церкви в Северной Европе, также совершенная людьми, получившими специальное духовное образование, или католическая Контрреформация, опорой которой были прежде всего прошедшие диалектическую школу иезуиты, такие, как Сальмерон и Лайнез; и иначе, чем сочетавшее мистику и ортодоксальное учение преобразование доктрин ислама ( аль - Газали), которое проводилось частично представителями официальной иерархии, частично теологически образованными людьми из кругов новой должностной аристократии.  [7]

Обоснованием этических принципов буддизма является, так же как и в джайнизме, необходимость избавления от кармы и достижения нирваны. Однако карма здесь понимается по-иному, как сумма добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в нынешней жизни, но и во всех перерождениях, а основное внимание обращается не столько на сами действия, сколько на сознательные поступки или даже моральные и аморальные намерения.  [8]

Атомистические представления в Индии развивались также в главных школах неведийской традиции, то есть в буддизме, джайнизме и адживике.  [9]

Итак, принцип ахимсы - отказ от насилия по отношению к живой природе, занимает одно из ведущих мест в этике джайнизма; джайны не едят мяса, стремятся не причинять вреда даже мелким животным, не говоря об охоте на крупных животных; то же самое относится и к растениям: к примеру, они не едят клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян - источник жизни; для них характерна забота как о домашних, так и о диких животных.  [10]

Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности учение буддизма и джайнизма о нирване как об абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души.  [11]

Бхагавад-гите, где он говорит Арджуне: Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок существует, Я себя порождаю, Арджуна), и особенно - с образом Калки: он уничтожает варваров и низких ( дасью и шудр), восстанавливает власть царя-ча-кравартина ( правителя мира) и возрождает порядок, основанный на варна-аш-рама-дхарме ( религ. В буддизме и джайнизме имеются сходные представления о множестве будд, бодхисаттв и тирт-ханкаров.  [12]

В качестве ведущего этического принципа здесь выступает принцип ахимсы в буддийском варианте, который означает не только отказ от насилия, но и непричинение зла и даже непротивление злу насилием. Наряду с этим в буддизме ненасилие приобретает и некоторое новое звучание. Принцип ахимсы, как и в джайнизме, имеет первостепенное значение, но насыщается дополнительным содержанием и выступает как средство преодоления человеческого эгоцентризма и антропоцентризма. В то же время принцип ахимсы не доводится здесь до крайности. Так, например, чань-буддисты в средневековом Китае придерживались принципа срединного пути, стремились максимально щадить природу, признавая, однако, что человек не может прожить, не убивая и не поедая живые существа. В процессе взаимодействия с природой главным критерием является отсутствие личной заинтересованности в результатах своей практической деятельности, которая может нанести вред живым существам.  [13]

Упанишады во многом определяют лицо всей древнеиндийской философии, к-рая более детальную разработку получает прежде всего в философских текстах эпоса Древней Индии - Ма-хабхараты ( 6 в. В этот период она развивается в рамках различных философских школ или систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта, чарвака ( или локаята), философские учения джайнизма и буддизма. Каждая школа выделяет тот или иной аспект философской проблематики. Так, основу школы чарвака ( локаята) составляет учение о материальных элементах как исходных принципах бытия 1 сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике. Джайнизм акцентирует внимание на доказательстве одушевленности органического мира, принципе ненасилия и релятивизма. Всэ школы буддизма подчеркивают изменчивый, непостоянный характер бытия, отрицают его субстанциальность; некоторые представители буддийской философии объявляли действительность иллюзией, миражем, пустотой, большое внимание уделяли разработке проблем логики и гносеологии. В системе вайшешика центральным звеном является атомистическое учение.  [14]

Далее индийская философия развивалась практически в русле шести классических систем - даршан ( санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта), ориентировавшихся на авторитет Вед, и неортодоксальных течений: чарваки или локаяты, джайнизма и школ буддизма.  [15]



Страницы:      1    2