Джайнизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
При поносе важно, какая скорость у тебя, а не у твоего провайдера. Законы Мерфи (еще...)

Джайнизм

Cтраница 2


Сменивший ведическую религию брахманизм не мог в течение долгого времени соответствовать разиоукладности инд. Этому процессу подверглись джайнизм и буддизм, к-рые в 8 - 9 вв.  [16]

Древней Индии представлена на следующем, послеведич. Этот период характеризуется господством брахманизма, к-рый ассимилировал многие племенные верования и обычаи и сохранил значит, часть водич. Большое влияние в этот период приобретают буддизм и джайнизм, к-рые, возникнув в виде протеста против кастового гнета, запутанности и громоздкой обрядности брахманизма, представляли собой на первых порах более понятное п приемлемое для простого народа мировоззрение по преимуществу нравств. Но будучи в значит, степени идеологич.  [17]

Индуизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии, а также ( наряду с буддизмом) Непала. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. Из древнего индуизма ( брахманизма) выделились и другие религии Индии - джайнизм и буддизм, причем последний То временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно-философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества.  [18]

В середине 1-го тыс. до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. В это время зреет протест как против дорогостоящей ритуальной практики, так и против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста становятся представители правящего воинского сословия - варны кшатриев. В рамках кшатрийского протеста формируются так называемые неортодоксальные религиозные и религиозно-философские учения ( джайнизм, адживика, буддизм и др.), одно из которых - буддизм - со временем превращается в мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они фактически отрицают священный авторитет Вед и сакральность сословного деления общества, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения.  [19]

Исходный принцип его системы - отождествление бога и истины. Постижение последней связано с процессом морального самоусовершенствования. Этические взгляды Г, основываются на джайнистском принципе ахимса, законе любви и законе страдания ( Джайнизм), а также на принципах брахмачария ( воздержание от потворства своим слабостям), апариграха ( нестяжательство) и др. Характерная черта гандизма - моральный подход к решению общественно-политических проблем, морализация политической деятельно-сти.  [20]

Это не означает, что религия спасения возникает только при таких обстоятельствах. Напротив, соответствующие концепции появляются в ряде случаев именно в политически и социально бурные периоды как следствие не обусловленного такими предпосылками размышления. Но преобладающими подобные настроения, существующие сначала подспудно, становятся обычно только с деполитизацией интеллектуалов. Конфуцианство, этическая доктрина могущественного чиновничества, отвергает всякое учение о спасении. Джайнизм и буддизм, полностью противоположные конфуцианской адаптации реальному миру, были явным выражением антиполитической, пацифистской, отражающей мирскую жизнь установки интеллектуалов. Однако мы не знаем, объясняется ли значительный рост сторонников этих религий в Индии в определенный период событиями, действовавшими в сторону деполитизации. Самый факт существования до Александра Македонского карликовых индийских князьков, лишенных какого бы то ни было политического значения, на фоне импонирующего единства постепенно расширяющего свое влияние брахманизма уже должен был направить интересы образованных представителей знати в область, не связанную с политикой. Поэтому предписанное брахманами отрешение от мира в качестве ванапрастха, их доля в старости и отношение к ним в народе как к святым нашли свое продолжение в поведении небрахманских аскетов ( шраманов); хотя не исключено, что развитие шло в противоположном направлении, и совет брахманам, которые увидели сына своего сына отрешиться от мира является более поздним явлением, воспринявшим черты более раннего.  [21]

Особое место проблема ненасилия занимает в философии и этике джайнизма. При этом материальной является и карма, представляемая в качестве тонкой и липкой материи, к которой прилипает вся остальная, более грубая материя. Освободиться от кармической зависимости возможно путем познания и последующего правильного поведения, что позволяет добиться освобождения от действия кармы, вначале вредной, а затем и остальной. Это и определяет этику джайнизма, основы которой сформулированы в виде принципов, положений.  [22]

Упанишады во многом определяют лицо всей древнеиндийской философии, к-рая более детальную разработку получает прежде всего в философских текстах эпоса Древней Индии - Ма-хабхараты ( 6 в. В этот период она развивается в рамках различных философских школ или систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта, чарвака ( или локаята), философские учения джайнизма и буддизма. Каждая школа выделяет тот или иной аспект философской проблематики. Так, основу школы чарвака ( локаята) составляет учение о материальных элементах как исходных принципах бытия 1 сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике. Джайнизм акцентирует внимание на доказательстве одушевленности органического мира, принципе ненасилия и релятивизма. Всэ школы буддизма подчеркивают изменчивый, непостоянный характер бытия, отрицают его субстанциальность; некоторые представители буддийской философии объявляли действительность иллюзией, миражем, пустотой, большое внимание уделяли разработке проблем логики и гносеологии. В системе вайшешика центральным звеном является атомистическое учение.  [23]

Важнейшими особенностями индийской философии являются ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что позволяет определить ее как религиозную философию, и ее психологизм, то есть ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько природы и характера внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в традиционной Индии всегда были или члены монашеских сообществ или отшельники-йогины. Это обстоятельство обусловило тесную связь индийской философии с психотехникой ( йогой), то есть набором психофизических упражнений для достижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника с одной стороны снабжала философию материалом для анализа психики, а с другой являлась средством практической реализации результатов философствования, их прочувствования и внутреннего переживания. Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма ( индуизма), вторые-это материализм-локаята, джайнизм и буддизм - авторитета Вед не признают и считаются индуистами еретическими.  [24]

Новая ньяя уделяла большое внимание изучению отношений, особенно отношения всеобщего сопутствования - вьнптп, в рассмотрении к-рого она продолжала работы логиков старо ньяи и джайнистов. Гангеша приводит ряд определений вьяпти, к-рые до нек-рой степени соответствуют определению отношения материальной импликации, но не между высказываниями, а между свойствами. Отношением вьяпти занимался также Рагхунатха ( ок. Отношение парьяпти предвосхищает идею, положенную Фреге в основу определения ( натурального) числа. Матхуранатха формулирует также закон двойного отрицания, по к-рому отсутствие постоянного отсутствия предмета, по существу, идентично с самим предметом. Джай-ятиртха и Вьяшатиртха) и джайнизма.  [25]

Хотя такое разделение и имеет исторические основания, все же оно скрывает истинную пружину развития философии - борьбу материализма и идеализма. Как в буддийских, так и в брахманских источниках осуждаются прежде всего материалистические школы. Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи мыслителей школы санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешики. Он отмежевывается от здравого смысла ньяи и сближается с идеалистическими и мистическими школами буддизма. Дигнаги, Дхармакирти и др. К концу классического периода джайнизм теряет свое значение, а буддизм ассимилируется индуизмом. В индуистский период развиваются вишнуитская и шиваитская системы индуизма, к-рые учили тому, что брахман Упанишад есть бог Шива, или Вишну.  [26]

Найдите вопрос - и ответ уже найден. Но это трудно, мучительно, вы ведь спешите: Если у вас есть ответ, то уж дайте, пожалуйста. Если у вас есть ответ, к чему принуждать нас отправляться на поиски вопроса. Вы любите все готовое. Так рождаются религии: христианство, иудаизм, индуизм, джайнизм.  [27]

Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские школы на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед. Из ортодоксальных школ шесть считаются гл. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнист-ские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из к-рых была школа чарвака ( Локаята), Хотя такое разделение и имеет исторические основания, все же оно скрывает истинную пружину развития философии - борьбу материализма и идеализма. Как в буддийских, так и в ортодоксальных источниках осуждаются прежде всего материалистические школы. Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи мыслителей школы санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешики. Он отмежевывается от здравого смысла ньяи и сближается с идеалистическими и мистическими школами. Дигнаги, Дхармакирти и др. К концу классического периода джайнизм теряет свое значение, а буддизм ассимилируется индуизмом.  [28]

Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие не-ногрешимость Вед. Хотя такое разделение и имеет исторические основания, все же оно скрывает истинную пружину развития философии - борьбу материализма и ядеа-жнзма. Как в буддийских, так и в брахманских источниках осуждается прежде всего материалистические школы. Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистиче-сжяе идеи мыслителей школы санкхья, и на эмпиризм ньяйи и вайше-впгаи. Он отмежевывается от здравого смысла ньяйи и сближается с чцеалвстическмми и мистическими школами буддизма. Дигнаги, Дхар-шкирти и др. К концу классического периода джайнизм теряет свое мачение, а буддизм вытесняется из Иадии.  [29]

Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед. Из ортодоксальных школ шесть считаются главными: это миманса, санкхъя, йога, нъяйя, вайшешика и веданта. Хотя такое разделение и имеет исторические основания, все же оно скрывает истинную пружину развития философии. Как в буддийских, так в в брахманских источниках осуждаются прежде всего материалистические школы. Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи мыслителей школы сан-кхья, и на эмпиризм ньяйи и вайше-швкн. Он отмежевывается от здравого смысла ньяйи и сближается с идеалистическими и мистическими школами буддизма. Дигнаги, Дхар-макирти и др. К концу классического периода джайнизм теряет свое значение, а буддизм вытесняется из Индии.  [30]



Страницы:      1    2