Cтраница 1
Деформация выступов приводит к тому, что межзеренное скольжение не может происходить как обычное относительное проскальзывание двух поверхностей, а сопряжено с пластической деформацией самих зерен. [1]
Возможны следующие виды деформации выступов: упругая; упругопластическая без упрочнения; упругопластическая с упрочнением. При первичном нагружении чисто упругая деформация неровностей возможна только у эластичных тел, например резины; упругая деформация превалирует при контактировании весьма гладких - твердых, металлических поверхностей. В большинстве случаев первичного нагр ужения пластической деформации принадлежит ведущая роль в формировании фактической площади контакта. Входящие в касание выступы пластически сплющиваются, чаще всего с внедрением: внедряется более твердый выступ или тот, которому геометрическая форма придает большее сопротивление деформации. [2]
![]() |
Идеализированные модели пористой ( а и трещиноватой ( б сред. [3] |
Изменение раскрытое трещин за счет деформации выступов породы и зерен матрицы должно несколько уменьшаться с увеличением снижения давления. [4]
Радиус г площадки касания зависит от вида деформации выступов. При небольших силах контактного нажатия наблюдается упругая деформация материала на выступах, и тогда г0 определяется по формуле Герца, которая здесь не приводится. [5]
![]() |
Схема передачи измеряемого усилия на пьезоэлемент. а - схема контактного преобразователя. б - фактическая площадь контакта. [6] |
При рассмотрении физико-механических свойств контактирующих тел различают четыре вида деформации выступов: упругую, упруго-пластическую, пластическую и пластическую с упрочнением. Поскольку давление на участках фактического контакта велико и близко к пределу пластичности, деформации шероховатостей ( выступов) и сближение поверхностей могут быть сравнительно большими. Величина этого сближения неодинакова для первого и повторного на-гружений. Такое расхождение вызвано тем, что пластическая деформация имеет место лишь при первом нагружении и отсутствует при последующих. Экспериментально доказано, что процесс нагружения не влияет на упругое восстановление шероховатостей. В стационарно работающем контактном преобразователе поверхности никогда не теряют контакт, поэтому деформацию контактной зоны можно считать упругой. [7]
Разновысотность контактирующих выступов и величина действующей нагрузки определяют следующие виды деформации выступов: упругую, упругопластическую без упрочнения, упругопластическую с упрочнением. Чисто упругая деформация возможна только у эластичных тел, например резины. При контактировании весьма гладких металлических поверхностей также преобладает упругая деформация неровностей. Однако в большинстве случаев первичного нагружения ведущая роль в формировании площади фактического контакта принадлежит пластической деформации. Входящие в контакт выступы пластически деформируются ( сплющиваются), чаще всего с внедрением в сопряженное тело. Внедряется более твердый выступ, а при одинаковой твердости тот, которому геометрическая форма придает большее сопротивление деформации. Исследования ряда ученых показали, что после однократного нагружения выступы упрочняются наклепом и при повторных нагружениях, не превышающих первоначальной нагрузки, деформируются практически упруго. [8]
Имеется ряд других формул, описывающих связь между напряжением и деформацией выступов неровностей поверхностей во времени. [9]
Под действием внутренних напряжений, возникающих в пленке, может происходить деформация выступов шероховатой поверхности субстрата, что, в свою очередь, оказывает влияние на адгезионную прочность. [10]
![]() |
Схематическое представление влияния. [11] |
Сближение поверхностей влияет на напряженно-деформированное состояние контакта, характер взаимодействия и деформацию выступов, от которых зависит износ поверхностей. [12]
При весьма малых величинах натяга посадки бт имеет место лишь упругая п пластическая деформации выступов сопрягаемых деталей. [13]
Независимо от причины, вызвавшей смещение каркаса относительно дороги, оно всегда приведет к деформации выступа протектора и появлению касательных напряжений между выступом и дорогой. Если смещение вызовет столь большую деформацию выступа, что силы трения в зоне контакта окажутся равными силам деформации выступа ( срд т), то начнется скольжение выступа относительно дороги. [14]
В процессе сближения контурная площадь касания Ас, константы Ъ и v остаются неизменными, а величина относительного сближения е при сплющивании выступов равна относительной деформации выступов с максимальной высотой; поэтому при анализе изменения силы трения в процессе формирования контакта следует рассмотреть деформацию отдельных выступов, вступающих в контакт в зоне перекрытия. Наиболее высокие выступы деформируются пластически, так как даже при малых нормальных нагрузках напряжение, действующее на этих выступах, значительно превосходит предел текучести деформирующегося материала из-за малой фактической площади контакта. В силу пластического деформирования, имеющего место в течение этапа изменение, сближение поверхностей оказывается зависящим от продолжительности действия нормальной нагрузки, а следовательно, при трении должна наблюдаться связь между силой трения и реологическими свойствами соприкасающихся материалов. [15]