Cтраница 2
Эфирномасличное сырье перерабатывают физико-химическими методами и механическими. К первым относятся перегонка эфирных масел с водяным паром, экстракция летучими-растворителями, экстракция нелетучими растворителями ( мацерация), сорбция различными сорбентами ( анфлераж и динамическая сорбция); механический метод осуществляют прессованием или соскабливанием. [16]
На эфирное масло перерабатываются цветы жасмина методом ан-флеража или экстракцией с бензолом или очищенным петролейным эфиром. Французское масло, полученное экстракцией, имеет: D 0 920 - 1 015; а от - 10 до - 4 15; эф. Франции, полученное анфлеражем, имеет D17 - 5 0 909 - 0 920; а от 2 30 до 2 40; эф. Содержит метилацетата 7 5 - 44 %, бензил-ацетата 27 7 - 65 %, линалоола 15 5 %, бензилового спирта 6 %, индола 2 5 %, жасмона 3 5 %, метилантранилата 0 5 %, а также р-крезол и гераниол. Эфирное жасминовое масло имеет большую промышленную ценность в виде помад и конкретов. [17]
Из других методов извлечения эфирных масел применяют также анфлераж ( от франц. Этот метод состоит в том, что масло, испаряющееся из цветков, поглощается чистым, не имеющим запаха свиным или говяжьим жиром, нанесенным тонким слоем на стекло. Из образующейся душистой массы, так называемой помады, эфирное масло извлекают растворителем. Разновидностью анфлеража является метод мацерации, состоящий в том, что цветки заливают жиром, нагретым до 50 - 70 С; получающееся при этом эфирное масло имеет более низкое качество, так как жир помимо эфирного масла извлекает из цветков пигменты, воск и другие компоненты. [18]
Технологические процессы в общем чрезвычайно просты и требуют механизации только в последних стадиях. Параллельно с подготовкой спирта ведется приготовление душистой смеси ( отдушки), или композиции. Эта часть работ является одной из самых ответственных и в свою очередь распадается на несколько частей. Для этой цел и цветочные помады ( см. Анфлераж), твердые цветочные масла, мускус, цибет, растительное сырье и смолы заливают 25 - 100-кратным количеством спирта и оставляют в покое в течение нескольких суток. Остальные душистые продукты смешиваются с этими настойками, или тинктурами, по заранее разработанному рецепту. Хотя до сих пор общих правил составления композиций не существует, но все же основные правила требуют, чтобы запах был достаточно характерен, стоек и не изменял своего характера по мере улетучивания. В связи с этими требованиями находится подбор душистых продуктов по степени их летучести. В главнейших чертах композиция должна содержать: 1) б а з и с ( основу) - смесь или, реже, отдельное эфирное масло, обусловливающее основное впечатление от духов; для цветочных запахов состав базиса в большинстве случаев приближается к составу натурального масла, и рецептура их довольно общеизвестна; для фантастических запахов воспроизведение базиса по образцу иногда представляет большие трудности; 2) ад-ж ю в а н ( вспомогательная часть) - смесь, придающая базису специфичный характерный оттенок или ноту; необходимость ее объясняется тем обстоятельством, что в смесях, составляющих базис, обычно недостает свежести или полноты: оттенка; в качестве аджювана обыкновенно применяют указанные выше вытяжки из помад, цветочных масел, ванилин, гелиотропин и др.; 3), ф и к с а-т о р-его назначение придать запаху стойкость, уменьшить скорость улетучивания, не допуская в то же время изменения характера запаха из-за неравномерного улетучивания отдельных частей смеси. Обычно в качестве фиксаторов применяются мускус, амбры, душистые смолы, некоторые труднолетучие эфирные масла ( напр, ветиверовое) и нек-рые искусственные душистые вещества. Помимо этих основных элементов композиция должна содержать вещества, обусловливающие быстрое получение впечатления-головку, обычно состоящую из сравнительно легко летучих душистых веществ характерного для данной композиции запаха. Большинство заводов душистых веществ и эфирных масел выпускают в продажу готовые композиции под названием искусственных цветочных масел или соответствующих духам фантастич. [19]
Первый список из 56 наименований эфирных) масел был опубликован в Нюрнбергской аптекарской таксе в 1454 г. В конце XV в. В это время к методам переработки растений дистилляцией и мацерацией прибавились анфлераж и механический метод, а во второй половине XIX сто - летия - экстракция летучими растворителями; многие эфирномасличные растения стали возделывать в культуре. [20]
По распространенному в Южной Франции методу анфлеража эфирные масла извлекают из лепестков цветов твердым жиром при обычной температуре. Стеклянные пластины, укрепленные в деревянных рамах, так называемые шасси, покрывают слоем жира и большое число таких пластин располагают друг над другом. Между этими пластинами, находящимися на расстоянии около 5 см друг от друга, рассыпают лепестки цветов. Эфирные масла медленно поглощаются жиром; когда все эфирное масло из цветов извлечено, их заменяют новыми, и процесс повторяют до полного насыщения жира эфирным маслом. В отдельных случаях, например при извлечении эфирных масел из цветов жасмина и туберозы, метод анфлеража дает значительно большие выходы, чем иные способы извлечения. Например, выход эфирного масла жасмина при анфлераже может в десять раз превысить его выход при обычных методах экстракции. [21]
Применение виноградного спирта отражается на качестве парфюмерных изделий, но в производстве одеколона он все же находит применение. Наивысшего качества парфюмерный спирт получается из риса, и по некоторым данным во Франции для высшей парфюмерии применяется именно этот сорт. Из других спиртов за последнее время начинает входить в практику изо-пропиловый спирт. Из растворителей для безалкогольных духов применяются бензи-лобензойный, этилофталевый и некоторые другие сложные эфиры, к к-рым также предъявляются требования наивысшей чистоты. В числе душистых веществ, применяемых в парфюмерии, находятся как изолированные, так и синтетические; однако до сих пор парфюмерные изделия в значительной степени используют натуральные продукты: эфирные масла ( см.), получаемые при помощи отгонки водяным паром, и цветочные масла ( см.), получаемые экстракцией, анфлеражем и другими способами. К этой группе относится мускус нату ральный ( см.), амбра ( см.), цибет ( см.), душистые смолы, ирисовое корневище, душистые лишайники ( см. Дубовый мох) и др. Для специальных видов парфюмерных изделий в качестве сырья применяется парафин, церезин, уголь и нек-рые другие материалы. Большое значение для сбыта парфюмерных изделий имеет их упаковка. Для духов обычно применяются флаконы с притертой стеклянной пробкой, причем этим флаконам стремятся придать оригинальную форму. Дешевые сорта разливаются в мелкие флаконы более простого вида. Наряду с литым стеклом применение находят также шлифованные флаконы, матированные, с рельефным рисунком и различного рода художественной отделкой. [22]
По распространенному в Южной Франции методу анфлеража эфирные масла извлекают из лепестков цветов твердым жиром при обычной температуре. Стеклянные пластины, укрепленные в деревянных рамах, так называемые шасси, покрывают слоем жира и большое число таких пластин располагают друг над другом. Между этими пластинами, находящимися на расстоянии около 5 см друг от друга, рассыпают лепестки цветов. Эфирные масла медленно поглощаются жиром; когда все эфирное масло из цветов извлечено, их заменяют новыми, и процесс повторяют до полного насыщения жира эфирным маслом. В отдельных случаях, например при извлечении эфирных масел из цветов жасмина и туберозы, метод анфлеража дает значительно большие выходы, чем иные способы извлечения. Например, выход эфирного масла жасмина при анфлераже может в десять раз превысить его выход при обычных методах экстракции. [23]