Cтраница 1
Буржуазные апологеты пытаются доказать, что налоги, уплачиваемые капиталистами, не переложимы. Отсюда они выступают с предложением снизить налоги с крупных доходов в качестве якобы одного из методов оживления конъюнктуры. [1]
Буржуазный апологет, естественно, стремится игнорировать общественные и исторические причины отсталости земледелия, сваливая вину на консервативность сил природы и на закон убывающего плодородия. Ничего, кроме апологетики и тупоумия, не содержится в этом пресловутом законе. [2]
Ленин разоблачает попытки буржуазных апологетов и ревизионистов представить кризис как случайное для капитализма явление. Он раскрывает несостоятельность доводов ревизионистов. Кризис показывает, - пишет он, - как близоруки были те социалисты ( называющие себя критиками, должно быть, на том основании, что они без критики перенимают учения буржуазных экономистов), которые два года тому назад шумно заявляли о том, что крахи становятся теперь менее вероятными ( стр. [3]
Что Гехт так пишет, это неудивительно, ибо он - самый дюжинный буржуазный апологет. [4]
Объяснять эту растущую трудность существования рабочих тем, что природа сокращает свои дары - значит становиться буржуазным апологетом. [5]
Несмотря на то что утверждения буржуазных экономистов и оппортунистов о противоречии между первым и третьим томами Капитала были подвергнуты марксистами всесторонней и аргументированной научной критике, современные буржуазные апологеты вновь возрождают несостоятельный тезис, правда в несколько видоизмененном виде. Теперь они усматривают противоречие в том, что в первом томе Капитала К. Маркс якобы утверждал, что норма прибавочной стоимости постоянно возрастает под влиянием научно-технического прогресса, а заработная плата уменьшается в результате появления и увеличения резервной армии труда. В третьем же томе Капитала, заявляют они, К - Маркс исходит из неизменной нормы прибавочной стоимости и показывает, как под влиянием целого ряда факторов падает норма прибыли. [6]
Несмотря на то что утверждения буржуазных экономистов и оппортунистов о противоречии между первым и третьим томами Капитала были подвергнуты марксистами всесторонней и аргументированной научной критике, современные буржуазные апологеты вновь возрождают несостоятельный тезис, правда в несколько видоизмененном виде. Теперь они усматривают противоречие в том, что в первом томе Капитала К. Маркс якобы утверждал, что норма прибавочной стоимости постоянно возрастает под влиянием научно-технического прогресса, а заработная плата уменьшается в результате появления и увеличения резервной армии труда. В третьем же томе Капитала, заявляют они, К. Маркс исходит из неизменной нормы прибавочной стоимости и показывает, как под влиянием целого ряда факторов падает норма прибыли. [7]
Исследования III тома Капитала показывают также, что при капитализме в среде крестьянства постоянно идет процесс разорения одних и обогащения других, что пресловутая устойчивость мелкого и среднего крестьянства существует лишь в воображении буржуазных апологетов, что подавляющая масса земледельцев обречена на тяжелый и изнурительный труд, не гарантирована от разорения и полной нищеты. Фактическое материальное положение основной части сельского населения по существу мало чем отличается от положения наемных фабричных рабочих. Единственное их спасение - в союзе с промышленными рабочими идти на решительный штурм капитализма. [8]
Исследования III тома Капитала показывают также, что при капитализме в среде крестьянства постоянно идет процесс разорения одних и обогащения других, что пресловутая устойчивость мелкого и среднего крестьянства существует лишь в воображении буржуазных апологетов, что подавляющая масса земледельцев обречена на тяжелый и изнурительный труд, не гарантирована от разорения п полной нищеты. Фактическое материальное положение основной части сельского населения по существу мало чем отличается от положения наемных фабричных рабочих. Единственное их спасение - в союзе с промышленными рабочими идти на решительный штурм капитализма. [9]
В США насчитывается свыше 4 млн. технологических безра-ботных, вытесненных из производства автоматизацией и механи-зацией. И напрасно буржуазные апологеты пытаются доказать, что распространение автоматизации на капиталистических предприятиях несет благо, облегчение рабочим. Анализ свидетельствует совсем о другом: в условиях капитализма ускорение темпов научно-технического прогресса все более усугубляет обстоятельства, порождающие безработицу, неуверенность рабочих в своем будущем. Опрос, проведенный американским Институтом Геллапа, показывает, что ужас населения США, вызванный последствиями автоматизации, уступает только ужасу перед термоядерной войной. [10]
Переведенная в России книга Герца была широко использована буржуазными апологетами Булгаковым, Черновым и др. в их борьбе против марксизма. [11]
Подытожив развитие мирового капитализма за полвека после выхода в свет Капитала Маркса, Ленин впервые дал глубокий научный анализ экономической и политической сущности империализма, обосновал перспективы социалистической революции в новых исторических условиях. Его книга - боевое, партийное произведение, беспощадно разоблачающее теории буржуазных апологетов капитализма, правых социал-демократов и центристов. [12]
Капиталистический строй неизбежно придает труду принудительный характер. Наем в услужение к капиталисту является для рабочего не актом свободного волеизъявления, как об этом твердят буржуазные апологеты, а результатом экономического принуждения, порождаемого отсутствием у подавляющего большинства людей орудий и средств производства. [13]
Весьма показательна эволюция буржуазных теорий заработной платы: от попыток, хотя и неудачных, классической школы буржуазной политической экономии раскрыть сущность заработной платы и законы ее движения до вульгаризаторских концепций, в которых под видом теории преподносятся наукообразные банальности, сочетающиеся с открытым отказом от какого бы то ни было теоретического анализа. Подчинение экономических теорий антирабочей политике империалистических государств и практическим нуждам монополий - таков бесславный финал, к которому ныне пришли буржуазные апологеты. [14]
Буржуазные апологеты широко распространяли теорию перерождения Советской власти с помощью иностранного капитала и капиталистических элементов в стране. [15]