Cтраница 2
В то же время аппарат насилия является экономической собственностью имущих классов ( экономической - потому что предназначен для обеспечения эффективности экономического управления неимущими классами со стороны имущих), то есть такой же собственностью, как, например, любое орудие труда: его сотрудники либо являются членами этих классов ( как правило, все или почти все высшие начальники аппарата насилия, охраняющего экономическую власть любых имущих классов, являются членами этих классов), либо в той или иной форме находятся у них на содержании, в обмен на которое продают им свои услуги. Поэтому тот факт, что гражданин Дюпон является политической собственностью госаппарата США, приобретает реальное значение лишь в том случае, если у гражданина Дюпона совсем крыша съехала и он сам стреляет в своего знакомого спортсмена на глазах у кучи свидетелей, вместо того чтобы нанять умелого киллера и дать взятку нескольким полицейским чиновникам - чтобы расследование велось не слишком дотошно. А вот для гражданина Смита, чернорабочего на одном из заводов Дюпона, то, что он политически принадлежит американскому госаппарату, является непрерывно и очень остро ощущаемой реальностью. [16]
Анализируя изменения, происшедшие за десятилетия, прошедшие со времени Парижской Коммуны, Энгельс отмечает, с одной стороны, значительный рост рабочего движения во всех капиталистических странах, идейную победу марксизма в социалистическом движении, формирование великой интернациональной армии социалистов, а с другой - колоссальное развитие военной техники, рост милитаризма, увеличение численности постоянных армий, укрепление буржуазного аппарата насилия. [17]
Эти слова Энгельса означают, что хотя в состав государства как организации входят все люди, живущие на некоей определенной ( хотя и подверженной изменениям - и у кочевых, и у оседлых народов) территории ( 40), однако сущностью этой организации, которая делает государство самим собой, является публичная власть - армия, полиция, суд, короче говоря, аппарат насилия. [18]
Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами - положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение - но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время, как вы все понимаете, вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию - то, что составляет сущность государства. [19]
Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, - положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение, - но нигде не видим особото разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время, как вы все понимаете, вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, - то, что составляет сущность государства. [20]
Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, - положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение, - но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время, как вы все понимаете, вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, - то, что составляет сущность государства. [21]
Получив монопольную политическую власть и используя государство как аппарат насилия, этот класс распоряжается всей национальной собственностью ( включая, косвенно, и собственностью на рабочую силу), обращая ее в источник собственных привилегий. Все же прочие виды собственности попросту уничтожаются. [22]
В народно-демократических странах был решительно сломлен колониальный или полуколониальный аппарат насилия и созданы новые, подлинно демократические формы власти. В др. странах национальная буржуазия, как правило, реконструировала оставшийся после колонизаторов аппарат власти, приспособив его к своим интересам. [23]
Аппарат политического управления - орудие в руках правящего класса, и он с помощью этого орудия перераспределяет уже распределенный между гражданами государства национальный доход... В свою, разумеется, поскольку налоги идут на оплату сотрудников принадлежащего ему аппарата насилия. Итак, правящий класс собирает налоги посредством аппарата насилия и оплачиваетткл услуги сотрудников аппарата насилия. Какое бы место они ни занимали в иерархии внутри этого аппарата, с экономической точки зрения они являются не кем иным, как продавцами услуг, вольнонаемными слугами ( 5Ъ) ( речь не идет, разумеется, о таких сотрудниках аппарата политического управления, как отбывающие воинскую повинность солдаты, - эти с экономической точки зрения являются временными рабами ( 54), хотя и далеко не стопроцентными), нанявшимися к потребителям их услуг - представителям правящего класса. Последователи Маркса хорошо знают, что те вольнонаемные слуги, которые нанялись к потребителям их услуг и, таким образом, продают потребителям свои услуги ( 55), относятся к тому же классу, что и не использующие наемный и рабский труд ремесленники-кустари и парцелльные крестьяне, выносящие продукты своего труда на рынок, - к мелкой буржуазии. Итак, сотрудники политического аппарата управления, работающие не по повинности, во всех общественно-экономических формациях являются ( за некоторыми исключениями, разнообразными, но незначительными) мелкими буржуа. Это не мешает им в то же время принадлежать к каким-нибудь другим классам. Например, главы феодальных и азиатских госаппаратов являются главами правящего класса и в то же время - мелкими буржуа, получающими плату за свои услуги самим себе от самих себя. [24]
Существование множества авторитарных аппаратов управления экономикой наряду с единым политическим авторитарным аппаратом управления, аппаратом насилия, возможно лишь в социальных организмах с рыночной экономикой. Множество торгующих друг с другом частных собственников, чьи хозяйства не могут существовать без этой торговли, нуждаются в едином законодательном, судебном и полицейском аппарате; если его нет, то они создадут его. Если же хозяйство каждого частного собственника само обеспечивает себя всем необходимым и мало зависит от других хозяйств ( 50), - к чему такому собственнику законодатель, судья и блюститель порядка, стоящий выше него самого. [25]
Но вот неоазиатская страна выходит из экстремальной ситуации, и положение дел в корне меняется. Неоазиатская бюрократия перестает быть заинтересованной в большом терроре как в стимуле прежде всего по отношению к себе, а также к высшей бюрократии аппарата насилия, государства в узком смысле слова; перестав быть необходимым условием выживания, такое самотерроризирование могло бы продолжаться, не затухая, лишь в том случае, если бы высшая бюрократия поголовно состояла из тяжелых мазохистов. Итак, террор высшей бюрократии неоазиатского государства по отношению к самой себе перестает быть большим. Однако вследствие этого он с необходимостью уменьшается и по отношению к неоазиатским администраторам, к средней и мелкой бюрократии аппарата насилия, к прочей мелкой буржуазии, к государственным рабочим. [26]
Раз уж речь идет о государстве, то нужно сказать и о том, что такое право, законы в юридическом смысле этого слова. С возрастанием отчуждения в обществе и возникновением государства в узком смысле слова для его успешного функционирования оказалось необходимым, чтобы граждане государства знали, за что их может наказать этот аппарат насилия и в чем он может помочь им. Законы выполняют троякую функцию: охранительную ( обеспечение функционирования данной общественно-экономической формации, то есть охрану власти владеющего государством класса) ( 42), лоббистскую ( преимущественное обеспечение особых интересов тех или иных группировок, социальных групп, этносов и пр. Важно отметить, что законы государства не есть точное отражение системы общественных отношений, в которой существует данное государство; тем, кто хочет изучить эту систему, не следует начинать с изучения законов, напротив - нужно объяснить законы, исходя из уже понятой системы общественных отношений. [27]
Однако во всех реальных неоазиатских государствах рынок товаров и услуг есть, и перед человеком, желающим производить какие-то услуги, есть реальный выбор: либо идти в милицию или военное училище, либо устраиваться на работу сантехника, официанта или таксиста. Получается, что такой человек может выбирать потребителей своих услуг ( или, по крайней мере, потребителей высокого качества последних), благодаря чему его отношения с потребителями услуг приобретают ( в той или иной мере) характер свободного договора продавца ( частного собственника) с покупателем и становятся отношениями товарообмена, а сам он - и в том случае, если пойдет служить в аппарат насилия, и в том случае, если будет производить какие-то другие услуги - становится ( в той или иной мере) мелким буржуа. [28]
Но не следует забывать и о трудностях на пути революционных сил. Монополистическая буржуазия в послевоенный период создала новый реакционный священный союз - военные блоки, направленные своим острием не только против социалистических стран, но и против революционного рабочего и национально-освободительного движения. Она чудовищно раздула аппарат насилия и подавления. Вместе с тем она прибегает к новым изощренным методам раскола рабочего класса, разложения профсоюзного движения, активно используя для этого реакционных лидеров социал-демократии и реакционных деятелей профсоюзов. Она развернула бешеную кампанию антикоммунизма, объединяя под этим черным знаменем всех врагов трудового народа. [29]
Аппарат политического управления - орудие в руках правящего класса, и он с помощью этого орудия перераспределяет уже распределенный между гражданами государства национальный доход... В свою, разумеется, поскольку налоги идут на оплату сотрудников принадлежащего ему аппарата насилия. Итак, правящий класс собирает налоги посредством аппарата насилия и оплачиваетткл услуги сотрудников аппарата насилия. Какое бы место они ни занимали в иерархии внутри этого аппарата, с экономической точки зрения они являются не кем иным, как продавцами услуг, вольнонаемными слугами ( 5Ъ) ( речь не идет, разумеется, о таких сотрудниках аппарата политического управления, как отбывающие воинскую повинность солдаты, - эти с экономической точки зрения являются временными рабами ( 54), хотя и далеко не стопроцентными), нанявшимися к потребителям их услуг - представителям правящего класса. Последователи Маркса хорошо знают, что те вольнонаемные слуги, которые нанялись к потребителям их услуг и, таким образом, продают потребителям свои услуги ( 55), относятся к тому же классу, что и не использующие наемный и рабский труд ремесленники-кустари и парцелльные крестьяне, выносящие продукты своего труда на рынок, - к мелкой буржуазии. Итак, сотрудники политического аппарата управления, работающие не по повинности, во всех общественно-экономических формациях являются ( за некоторыми исключениями, разнообразными, но незначительными) мелкими буржуа. Это не мешает им в то же время принадлежать к каким-нибудь другим классам. Например, главы феодальных и азиатских госаппаратов являются главами правящего класса и в то же время - мелкими буржуа, получающими плату за свои услуги самим себе от самих себя. [30]