Аппарат - насилие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Сказки - это страшные истории, бережно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей. Законы Мерфи (еще...)

Аппарат - насилие

Cтраница 3


Большая часть добычи доставалась родовой зпатн, что способствовало укреплению ее власти. На этой стадии развития рядовые сородичи и соплсмешгаки образовывали аппарат насилия, опираясь на к-рый родовая знать эксплуатировала все новые массы рабов н держала их в повиновении.  [31]

Аппарат политического управления - орудие в руках правящего класса, и он с помощью этого орудия перераспределяет уже распределенный между гражданами государства национальный доход... В свою, разумеется, поскольку налоги идут на оплату сотрудников принадлежащего ему аппарата насилия. Итак, правящий класс собирает налоги посредством аппарата насилия и оплачиваетткл услуги сотрудников аппарата насилия. Какое бы место они ни занимали в иерархии внутри этого аппарата, с экономической точки зрения они являются не кем иным, как продавцами услуг, вольнонаемными слугами ( 5Ъ) ( речь не идет, разумеется, о таких сотрудниках аппарата политического управления, как отбывающие воинскую повинность солдаты, - эти с экономической точки зрения являются временными рабами ( 54), хотя и далеко не стопроцентными), нанявшимися к потребителям их услуг - представителям правящего класса. Последователи Маркса хорошо знают, что те вольнонаемные слуги, которые нанялись к потребителям их услуг и, таким образом, продают потребителям свои услуги ( 55), относятся к тому же классу, что и не использующие наемный и рабский труд ремесленники-кустари и парцелльные крестьяне, выносящие продукты своего труда на рынок, - к мелкой буржуазии. Итак, сотрудники политического аппарата управления, работающие не по повинности, во всех общественно-экономических формациях являются ( за некоторыми исключениями, разнообразными, но незначительными) мелкими буржуа. Это не мешает им в то же время принадлежать к каким-нибудь другим классам. Например, главы феодальных и азиатских госаппаратов являются главами правящего класса и в то же время - мелкими буржуа, получающими плату за свои услуги самим себе от самих себя.  [32]

Империализм - писал Ленин - стремится заменить демократию вообще олигархией ( Поли. Монополистический капитал, захвативший ключевые позиции в экономике развитых капиталистических стран, не делит ни с кем политическую власть, установил свою диктатуру над обществом. Возможности, которые открывает современное производство, развитие науки и техники, он использует для усиления эксплуатации трудящихся, для укрепления аппарата насилия над ними.  [33]

Разделение труда, развитие обмена ( в том числе товарного) ведут к тому, что люди, заинтересованные в результатах труда других людей - членов одной с ними общности, сплошь и рядом оказываются тем самым заинтересованы в том, чтобы наносить ущерб этим другим людям. Например, продавец и покупатель - каждый из них заинтересован в том, чтобы обсчитать другого в силу тех же отношений между ними, которые делают невозможным их существование друг без друга. Разумеется, общество, в котором отношения такого рода играют большую роль, не может функционировать, не имея внутри себя особых структур - аппарата насилия, не позволяющего интенсивности борьбы всех против всех возрасти выше определенного предела. Этот аппарат насилия и есть государство в узком смысле этого слова. Он может существовать отдельно от структур, управляющих экономической деятельностью, религиозной жизнью, наукой и искусством, а может быть и объединенным с ними в один аппарат: в последнем случае государством принято называть весь этот единый аппарат, одной из частей которого является государство в узком смысле слова.  [34]

Брежнев и некоторые другие товарищи в своих выступлениях на Совещании убедительно вскрыли опасность преступной политики и действий руководителей КПК для дела социализма, для мирового коммунистического движения и прежде всего для дела мира во всем мире. Ни один коммунист, ни одна братская партия не могут относиться равнодушно к тому, что в Китае маоистские авантюристы извращают марксизм-ленинизм, подменяют его своей шовинистической великодержавной теорией, уничтожают коммунистическую партию и заменяют ее аппаратом насилия, в котором господствует военщина, организуют провокации против Советского Союза, подрывают интернациональную солидарность рабочего класса, ведут и организуют подрывную раскольническую работу в других коммунистических партиях, в которых создается весьма угрожающее положение.  [35]

Разделение труда, развитие обмена ( в том числе товарного) ведут к тому, что люди, заинтересованные в результатах труда других людей - членов одной с ними общности, сплошь и рядом оказываются тем самым заинтересованы в том, чтобы наносить ущерб этим другим людям. Например, продавец и покупатель - каждый из них заинтересован в том, чтобы обсчитать другого в силу тех же отношений между ними, которые делают невозможным их существование друг без друга. Разумеется, общество, в котором отношения такого рода играют большую роль, не может функционировать, не имея внутри себя особых структур - аппарата насилия, не позволяющего интенсивности борьбы всех против всех возрасти выше определенного предела. Этот аппарат насилия и есть государство в узком смысле этого слова. Он может существовать отдельно от структур, управляющих экономической деятельностью, религиозной жизнью, наукой и искусством, а может быть и объединенным с ними в один аппарат: в последнем случае государством принято называть весь этот единый аппарат, одной из частей которого является государство в узком смысле слова.  [36]

Но вот неоазиатская страна выходит из экстремальной ситуации, и положение дел в корне меняется. Неоазиатская бюрократия перестает быть заинтересованной в большом терроре как в стимуле прежде всего по отношению к себе, а также к высшей бюрократии аппарата насилия, государства в узком смысле слова; перестав быть необходимым условием выживания, такое самотерроризирование могло бы продолжаться, не затухая, лишь в том случае, если бы высшая бюрократия поголовно состояла из тяжелых мазохистов. Итак, террор высшей бюрократии неоазиатского государства по отношению к самой себе перестает быть большим. Однако вследствие этого он с необходимостью уменьшается и по отношению к неоазиатским администраторам, к средней и мелкой бюрократии аппарата насилия, к прочей мелкой буржуазии, к государственным рабочим.  [37]

Прежде всего им мешают стать коллективом строение и физиология человеческого организма: чем больше людей собирается вместе, тем труднее им общаться между собой и тем больше времени отнимают у них попытки договориться друг с другом. Чтобы преодолеть этот барьер, не обойтись без технических средств, которые позволяли бы очень большому числу людей получать одну и ту же информацию, обмениваться информацией и принимать общие решения в течение не больших промежутков времени, чем те, которые уходят на обсуждение и принятие общих решений без всяких технических средств у нескольких человек. В XIX - первой половине XX века развитие производительных сил еще не дало таких средств людям. Фабричные рабочие не могли управлять - ни сами, ни через посредство контролируемых и при необходимости сменяемых снизу управленцев - ни экономикой, ни аппаратом насилия над враждебными слоями общества, ни какой-либо другой сферой общественной жизни или общественной организацией.  [38]

Для высшего и низшего основных классов феодального общества названия готовы: феодалы и феодальные крестьяне. Средний между ними класс мы, отдавая должное творчеству А. Б. Разлацкого ( 51), назовем феодальными администраторами. Что касается входящего в состав феодального или азиатского государства аппарата экономического управления, то насчет его членов в общем нет неясности, к каким классам их относить. А вот что касается членов аппарата насилия - военнослужащих, полицейских, судей - то с ними надо разобраться.  [39]

Налоги аппарат насилия ( политического управления) взимает со своих граждан благодаря своей политической авторитарной собственности на них. Но налоги, в каком бы виде они ни взимались деньгами или натурой, есть вещь вполне экономическая, поскольку они заключают в себе общественный труд. Следовательно, сбор налогов есть политический и вместе с тем экономический процесс. Отвечая на этот вопрос, вспомним, что аппарат насилия в классовом обществе принадлежит какому-нибудь, обычно одному из высших и основному для данного способа производства и основанной на нем общественно-экономической формации классу - прежде всего потому, что высшие чиновники этого аппарата входят в состав данного класса.  [40]

Маркс, Энгельс, Плеханов и, кажется, все те марксисты, которые доказывали существование азиатского способа производства, полагали, что он отличается от феодализма еще и тем, что для феодализма характерна частная собственность феодалов на землю или скот, а для азиатского способа производства - государственная собственность на землю. Это собственность бюрократической пирамиды, глава которой называется феодалом, - авторитарная по отношению к составляющим эту пирамиду начальникам и подчиненным им непосредственным ( рядовым) производителям, частная по отношению к другим таким же пирамидам. Это значит, что нам дана бюрократическая пирамида, состоящая по крайней мере из двух аппаратов управления - экономического и политического, - связанных друг с другом прежде всего одной общей для них верхушкой; так вот, собственность экономического аппарата на землю и есть та самая государственная собственность. Разумеется, она авторитарна по отношению к членам данного аппарата и подчиненным ему рядовым производителям, и она же является частной по отношению к другим, независимым от нее аппаратам экономического управления. А является ли феодальная бюрократическая пирамида, распределяющая землю, скот, рабочие силы крестьян и продукт их труда, отдельной от другой бюрократической пирамиды - феодального аппарата насилия, государства в узком смысле слова.  [41]



Страницы:      1    2    3