Cтраница 3
Органы обоняния развиты слабо, хорошо развиты слух и особенно зрение. Головной мозг относительно большой, с развитыми большими полушариями, поверхность к-рых покрыта бороздами и извилинами. Увеличены также затылочная доля ( зрительная область), лобная и височные доли ( управляют мышечной деятельностью и голосовым аппаратом) и ассоциативные зоны теменных и префронтальных областей коры. [31]
ФОН РАДИАЦИОННЫЙ естественный, уровень радиации, обусловленный космич. Развивается при неправильном пользовании голосовым аппаратом и чрезмерной голосовой нагрузке. [32]
В нашей стране очень широко распространены разные виды художественной самодеятельности, в частности пение в хоре и сольное пение. Укажем здесь на некоторые ошибки, которые часто допускают начинающие петь и которые могут очень вредно отразиться на голосе. Стараясь приспособить свой еще не успевший сформироваться голос к исполнению какой-либо партии, молодой певец иногда не умеет правильно использовать органы, участвующие в образовании голоса. Чтобы преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть звучности голоса, он, не зная естественных возможностей своего голосового аппарата, иногда насилует и перегружает его и в результате или срывает голос, или приобретает вредные навыки, отрицательно отражающиеся и в дальнейшем на его голосе. [33]
Говоря о пропускной способности системы передачи информации, мы молчаливо предполагаем какую-то количественную меру информации. В обычном понимании термин информация слишком эластичен; необходимо прежде всего установить для него специфический смысл, подразумеваемый в настоящем исследовании. С этой целью рассмотрим, с какими факторами мы имеем дело в связи, осуществляется ли она по проводу, путем устной речи, письма или каким-либо другим способом. В любой данной передаче отправитель мысленно выбирает тот или иной символ и путем какого-либо материального процесса ( bodily motion), например своим голосовым аппаратом, направляет на этот символ внимание получателя. В результате последовательных выборов вниманию получателя предлагается последовательность символов. [34]
Афферентные импульсы, направляющиеся в кору больших полушарий, переключаются на клетках ядер таламуса и оттуда проецируются в определенные корковые поля. В каждом полушарии выделяются первичные зоны представительства соматической ( кожной и мышечно-суставной) и висцеральной чувствительности. Эти зоны обозначаются как I и II соматосенсорные зоны коры. Первая соматосенсорная зона расположена в задней центральной извилине и имеет значительно большую площадь, чем вторая. К ней поступают волокна от заднего вентрального ядра таламуса. Особенно большую поверхность занимает представительство рецепторов кисти рук, голосового аппарата и лица, значительно меньшую - туловища, бедра и голени. Эти различия отражают различия в количестве рецепторных образований, имеющихся в коже туловища и наиболее чувствительных участков тела - губах, языке, подушечках пальцев. [35]
Однако некоторые виды телесной активности все же приходится использовать даже на тех занятиях, которые, казалось бы, предполагают чисто умственное освоение материала. Чтобы воспринять то, что сообщает книга, географическая карта, классная доска или учитель, необходимо использование органов чувств, в особенности зрения и слуха. Чтобы изложить накопленные знания устно или письменно, нужно подключить губы, голосовые связки, руки. А тогда органы чувств приходится считать неким потайным ходом, по которому информация из внешнего мира поступает в ум, о них и говорят как о вратах и путях познания. Чтобы приобрести необходимые интеллектуальные качества, надо научиться пробегать глазами по строчкам книги и держать ухо востро, когда говорит учитель. К тому же чтение, письмо и счет - важные школьные умения - требуют развития дви-гательно-моторной памяти. Следовательно, мышцы глаз, руки, голосового аппарата необходимо должным образом подготовить, чтобы они могли служить каналами, по которым теоретические знания выводятся из организма, превращаясь во внешние действия. А многократные повторения одних и тех же движений доводят их до автоматизма. [36]
Взаимодействие наследственности и среды хорошо видно на примере языка. Если человек родился с определенным дефектом, в этой области образование должно принять это как факт, ограничивающий лингвистические возможности. Однако наличие необходимых врожденных данных ни в коей мере не гарантирует, что ребенок вообще заговорит, и не определяет также, на каком именно языке он будет разговаривать. Эти вопросы решает среда, в которой реализуются и эти и все другие потенциальные возможности организма. Живи ребенок в социальном окружении, где люди отказались от разговоров друг с другом и используют лишь минимальный набор жестов, без которых совсем уж невозможно общаться, звучащая речь оказалась бы для него столь же недостижима, как если бы у него вовсе не было речевых органов. Если его способность издавать звуки речи реализуется среди людей, говорящих по-китайски, его голосовой аппарат будет тренироваться в произношении звуков именно этого языка. [37]
Звук представляет собой колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц, распространяющиеся в упругой среде. Энергетической характеристикой звука является интенсивность. Звуки делятся на тоны, шумы и звуковые удары. Различают простые и сложные тоны. Основной его характеристикой является частота. Если тон представляет собой негармоническое колебание, то он называется сложным. Простой тон дает камертон, сложный - музыкальные инструменты или голосовой аппарат. Сложный тон может быть разложен на простые, при этом тон наименьшей частоты называется основным, а остальные - обертонами. Набор частот с указанием их интенсивности называется акустическим спектром сложного тона. [38]