Cтраница 1
Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая спираль качества ( спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством ( см. рис. 1.1.14, о) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. [1]
Джуран является автором концепции AQI ( Annual Quality Improvement) - концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, - это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах. [2]
Джуран делит все источники брака и переделок на те, что зависят от оператора, и те, что зависят от администрации. По его подсчетам, на ошибки оператора приходится в среднем приблизительно 20 % от общей суммы ущерба из-за низкого качества. [3]
В 1979 г. Джуран организовал в США Институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов. [4]
В 1967 г. Джуран опубликовал в специальном журнале статью, содержавшую анализ структуры и функций японских кружков качества. [5]
Отсюда и пессимизм Джурана: Нам не хватает единого подхода к широкому планированию и контролю качества. [6]
Основателями современной теории качества являются Джозеф Джуран и Эдвард Деминг. [7]
Здесь надо заметить, что это утверждение Джурана спра ведливо лишь для капиталистического способа производства, где основным стимулом прогресса является конкуренция. [8]
Еще одним ведущим теоретиком качества, к которому мы обратились, был Джозеф Джуран. Он не был так резок, как Деминг, но сказал примерно то же самое: вам следует научиться думать о бизнесе по-новому. [9]
В связи с этим интересно высказывание крупного американского специалиста по контролю качества д-ра Джурана: Промышленные фирмы выросли в больших, даже огромных пропорциях. [10]
Пример гистограммы. [11] |
Применению принципа Парето в области управления качеством содействовал в начале 50 - х г. Джуран. Основанное на принципе Парето правило 80 - 20 свидетельствует о том, что примерно 80 % действий обусловливаются 20 % возможных причин, или величин влияния. [12]
Несмотря на большие различия в формулировках, концепция Деминга в принципе сходна с предлагаемой Джураном. А это заставляет поставить под сомнение обычный подход руководства к проблемам качества. Если качество на какой-то операции неожиданно снижается, тут же звонят во все колокола и бросают все наличные ресурсы, чтобы довести ситуацию до нормы, и на этом вспышка активности гаснет. А за норму считается 93 % приемлемой продукции, то есть 7 % брака. Почему, спрашивает Джуран, руководство должно быть довольно существенным уровнем. Почему не предпринять наступление на те факторы, которые вызывают якобы неизбежный процент брака. [13]
Наверное, последствия ошибок оператора ( в количественном выражении) намного менее постоянны, чем можно было бы предположить по предложенной Джураном цифре. Их величина будет зависеть от того, насколько широка зона, в пределах которой оператору разрешается делать ошибки. Так, в правильно организованном автоматическом или полуавтоматическом производстве при нормальной подготовке и инструктаже оператора он почти лишен возможности сделать что-либо неверно. Конечно, всегда остается риск случайной ошибки, но ее можно быстро обнаружить и исправить до того, как будет изготовлено большое количество дефектных деталей. В таких случаях оператор вряд ли может быть виноват более чем в 5 % всего брака, включая сюда исправимый и неисправимый. [14]
Правило Парето - универсальный принцип, который применим для множества ситуаций, и без сомнения - для решения проблем качества. Джуран отметил универсальность принципа Парето, который подходит к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. [15]