Cтраница 2
Исследованию устойчивости движения гироскопического компаса посвящены работы В. [16]
Однако оси роторов гироскопического компаса Аншютца вращаются в шариковых подшипниках кожухов; подшипники осей кожухов также шариковые. Чувствительный элемент гироскопической вертикали Сперри представляет собой шестидюймовый шар с внутренней цилиндрической полостью и с наружной выточкой. Он совершает около десяти тысяч оборотов в минуту, поддерживаемый тонким слоем воздуха, заключенного между нижней частью шара и бронзовой чашей. Поверхность последней сложным образом уклоняется от сферы, за счет чего и происходит самоподдерживание шара. Поддув воздуха в щель между шаром и чашей требуется лишь при разгоне и остановке. Таким образом, шариковые подшипники в подвесе чувствительного элемента гироскопической вертикали Сперри полностью отсутствуют. В двухстепенных гироскопах с аэродинамическим или гидростатическим подвесом кожуха на шариковых подшипниках вращается лишь ротор. Оба типа гироскопов широко применяются. [17]
Важнейшим применением гироскопа является гироскопический компас, получивший широкое распространение на кораблях. [18]
Важнейшим применением гироскопа является гироскопический компас, лучивший широкое распространение на кораблях. На его показания влияют возмущения магнитного поля, вызы-емые большими массами железа на корабле, а также различные электроди-мические воздействия со стороны сложного электротехнического оборудова-я корабля. В этих условиях использование магнитного компаса на корабле и ановится практически невозможным. Гироскопический компас свободен от их недостатков. [19]
Рассмотрим вкратце принцип действия морского гироскопического компаса. [20]
Среди многочисленных технических трудностей создания гироскопического компаса укажем лишь две, на наш взгляд, наиболее существенные. Во-первых, необходимо было добиться длительного непрерывного вращения ротора с постоянной угловой скоростью. [21]
В замечательной диссертации Теоретическое исследование гироскопических компасов Аншютца и Сперри, защищенной в ноябре 1922 г. перед Факультетом наук в Париже, Анри Беген ( Henri Beghin) ввел новое понятие о сервосвязях. [22]
Это свойство гироскопа используется в гироскопическом компасе, получившем широкое распространение в особенности в военном флоте. Гирокомпас представляет собой быстро вращающийся волчок ( мотор трехфазного тока, делающий до 25 000 об / мин), который на особом поплавке плавает в сосуде со ртутью и ось которого устанавливается в плоскости меридиана. В данном случае источником внешнего вращающего момента является суточное вращение Земли вокруг ее оси. [23]
Вследствие этого свойства прибору дано название гироскопического компаса. Если плоскость хОу, в которой должна оставаться ось гироскопа является горизонтальной плоскостью места наблюдения, то положение относительного равновесия оси OZ совпадает с направлением меридиана. Прибор может тогда служить компасом. Если плоскость хОу совпадает с плоскостью меридиана, то ось гироскопа займет положение Ою, которое будет тогда совпадать с осью Ох, и прибор будет служить указателем широты. [24]
Если с внутренним кольцом карданова подвеса гироскопического компаса жестко связать тяжелую дугу и сообщить ротору гироскопа вращение вокруг горизонтальной оси, не лежащей в меридиональной плоскости, то она, стремясь сохранить неизменное направление, начнет совершать движение относительно Земли. Пусть, например, в начальный момент ось отклонена к востоку от меридиана. Стремясь сохранить постоянное направление при вращении Земли, ось немного поднимется над горизонтом, тяжелая дуга, отклонившись от положения равновесия, создаст момент, действующий на гироскоп. [25]
Ряд работ посвящен более детальному изучению девиаций гироскопического компаса, обусловленных действием успокоителя. [26]
Рассмотренный электромеханический контактный авторулевой, работающий от гироскопического компаса, как и всякое контактное устройство, осуществляет управление исполнительными двигателями при помощи релейных элементов. Это является недостатком установки, так как усложняет ее конструкцию и требует тщательного ухода за большим количеством электрических контактов. [27]
В работе Я. Н. Ройтенберга ( 1964) изучено движение недемпфированного гироскопического компаса под воздействием случайных внешних сил. В статье определены дисперсии углов, определяющих погрешности гироскопического компаса, и показано, что они возрастают с течением времени. Указанное обстоятельство может вызвать необходимость ограничения промежутка времени, на который у гироскопического компаса выключается демпфирующее устройство, к чему приходится прибегать во время маневрирования корабля для предотвращения баллистических девиаций. [28]
Возникновение гироскопического момента при вынужденном повороте оси гироскопа используется в гироскопическом компасе и многих других современных гироскопических приборах и устройствах. [29]
В этих случаях для определения азимутального направления скважин используют приборы с гироскопическим компасом или косвенные методы измерений. [30]