Cтраница 3
Из рассмотренного видно, что одним из главных направлений, по которому шло совершенствование гироскопического компаса, было сокращение его девиаций повышением точности удержания системы в горизонтальной плоскости. Решение этой принципиальной задачи - создание с помощью маятника и гироскопа достаточно точно горизонтируемой базы - было необходимо не только для хорошей работы гироскопического компаса, но имело важное самостоятельное прикладное значение. [31]
Поведение неуправляемого судна. [32] |
Переменные системы управления ( см. рис. 1.2): курс судна-угол / ( 0; электрическое напряжение на выходе гироскопического компаса, пропорциональное отклонению курса Д / ( /); угловое положение руля ц ( г) и другие являются функциями времени t, характеризующими поведение системы. Эти переменные, имеющие различную физическую природу, называют сигналами. Сигналы служат носителями информации, а какой-либо их изменяющийся параметр ( часто - уровень) кодирует эту информацию. [33]
Среди многочисленных работ А. Н. Крылова следует отметить его статью О теории гирокомпаса Анщютца ( 1940), в которой исследуется движение гироскопического компаса, снабженного для погашения колебаний гидравлическим успокоителем. Исследование проведено как для случая, когда компас установлен на неподвижном корабле, так и для случая движения корабля по поверхности Земли. [34]
Поведение неуправляемого судна. [35] |
Переменные системы управления ( см. рис. 1.2): курс судна-угол Х / ( г); электрическое напряжение на выходе гироскопического компаса, пропорциональное отклонению курса Д / ( 0; угловое положение руля ц ( 0 и другие являются функциями времени t, характеризующими поведение системы. Эти переменные, имеющие различную физическую природу, называют сигналами. Сигналы служат носителями информации, а какой-либо их изменяющийся параметр ( часто - уровень) кодирует эту информацию. [36]
На рис. 1.2 условно изображена система управления ( СУ) курсом судна / Объектом управления является движущееся судно; измерительным элементом - гироскопический компас ( ПС), ось которого направлена вдоль заданного курса; управляющим устройством - авторулевой; исполнительным механизмом - привод руля. Линии со стрелками указывают направление причинно-следственных связей элементов. Предполагается, что элементы СУ обладают свойством однонаправленности. Например, изменение курса судна приводит к изменению сигнала на выходе гироскопического компаса, но изменение этого сигнала, очевидно, не может изменить курс судна. Изменение положения руля приводит к изменению курса движущегося судна, но изменение курса не может изменять положение руля. Свойство однонаправленности элементов, а также причинно-следственный характер их взаимодействия являются принципиальной особенностью подхода, принятого в теории управления. [37]
Суда дальнего плавания оборудуются совершенными средствами судовождения и связи - радиолокационными установками, радионавигационной аппаратурой, автосчислителями координат и автопрокладчиками курса, гироскопическими компасами, авторулевыми, эхолотами и мощными радиопередатчиками. На многих судах установлена фототелеграфная аппаратура для приема синоптических карт. [38]
Три способа применения гироскопа Фуко. [39] |
Таким образом, Фуко указал принципиальную возможность создания гироскопических приборов трех различных назначений: свободного гироскопа, способного хранить неизменной ориентацию некоторой оси в инер-циальном пространстве, гироскопического компаса и гироскопического измерителя географической широты места наблюдения. [40]
В этих условиях использование магнитного компаса на корабле и становится практически невозможным. Гироскопический компас свободен от этих недостатков. [41]
Отличие одних систем гироскопических компасов от других заключается прежде всего в том, как осуществляется этот восстанавливающий момент. [42]
Идея гироскопического компаса впервые была высказана Фуко в 1852 г. Он предложил для этой цели использовать гироскоп с двумя степенями свободы в кардановом подвесе. Чтобы лучше уяснить идею гироскопического компаса, а также некоторых других гироскопических приборов, поставим вопрос шире и исследуем, как ведет себя гироскоп, закрепленный на вращающемся основании. [43]
Столь пессимистический вывод был сделан Мартиенссеном из правильных результатов его исследований, подтвержденных к тому же тщательными 149 экспериментами, проведенными с весьма совершенным макетом прибора. К счастью, на дальнейшее развитие гироскопических компасов оказало решающее воздействие не это мнение Мартиенссена о неприменимости длин-нопериодного компаса, а фактические положительные результаты его исследования, соответственно которым увеличение скорости вращения ротора гироскопа позволяло свести к приемлемо малым значениям не только погрешности прибора, обусловленные вредными моментами в подвесе, но и девиации, вызываемые ускорениями судна. [44]
Это обстоятельство заставило создать механический компас, работа которого не зависит от магнитного поля земли. Несмотря на наличие в настоящее время гироскопических компасов, магнитные компасы благодаря автономности действия, простоте конструкции и дешевизне до сих пор используются на всех судах в качестве дублирующих и аварийных приборов. [45]