Cтраница 2
Эти функциональные требования вызывают дополнительные ограничения в проектировании. В то же время наличие разных залов позволяет создать живописную асимметричную композицию. [16]
Кстати, внимание авторов композиции к разработке второй, человеческой шкалы величин заслуживает здесь особого упоминания. Вынесенный вперед гранитный стилобат, лестница и пандус получают продолжение в асимметричной композиции каменного партера. Здесь тонко обыгранные небольшие изменения уровней, сочетания различных фактур покрытия ( галька разной крупности, плиты, массивные каменные бордюры) и немногочисленные объемные элементы ( блоки тесаного камня, бетонный мостик, торшеры освещения) складываются в гармоничную масштабную среду. Развитые формы основания органично связывают здание с гранитной набережной и рекой. [17]
Для детских учреждений небольшой вместимости характерна бескоридорная схема, одноэтажных зданий, когда помещения групп размещаются вокруг игровой комнаты или вспомогательных помещений. В отдельных случаях помещения компонуются симметрично, но для детских учреждений капиталистических стран более типична асимметричная композиция, при которой вспомогательные помещения вместе с основными составляют единое здание. Таким образом, мелким детским учреждениям свойственна централизованная композиция одноэтажных зданий. [18]
Жилая застройка и озеленение прилегающего микрорайона органически связаны с этой композицией. Пространственная система подчинена оси проспекта, движению вдоль него, поэтому большая часть зданий получила асимметричную композицию. [19]
Лихачева в Москве, построенный в 1931 - 1937 гг. архитекторами братьями Весниными, представляет собой асимметричную композицию из трех главных, отличных по функциям объемов. Постройка основана на функциональном методе, в ней реализован характерный для современной архитектуры принцип перетекающего пространства. [20]
Принцип свободной организации пространства получает разнообразное конкретное преломление в композиции общественных центров городских комплексов и городов различного размера. Он позволяет эффективно использовать контрасты между объемами различных сооружений, ввести ритмические системы в организацию их группировки, развернуть асимметричные композиции, основанные на принципе свободного равновесия масс. Тем самым открываются разнообразные возможности рациональных и вместе с тем художественно-выразительных решений. [21]
Применяются и асимметричные композиции. При этом должно быть соблюдено гармоничное и закономерное построение архитектурных форм. Асимметричная композиция характерна для зданий со сложным функциональным процессом. [22]
Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. В асимметричной композиции должно быть столь же гармоничное и закономерное построение архитектурных форм, как и при симметричной. Но в отличие от последней она базируется не на законах геометрического равенства и повторения частей здания относительно его оси, а на принципе гармонического художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично располагающихся в пространстве и на плоскости. [23]
Такие композиции во многих случаях позволяют удобнее организовать функциональную взаимосвязь помещений, использовать особенности рельефа, связать здание с окружающим пространством. Примером асимметричной композиции может служить упоминавшееся выше здание Двор ца - пионеров в Москве, где четко видно расчленение здания на отдельные объемы, не связанные законами симметрии, но хорошо отвечающие функциональным и эстетическим требованиям. [24]
Конструкции, не обладающие симметрией, обладают асимметрией. Симметричная композиция подчеркивает статичность изделия, асимметричная композиция - его динамичность. [25]
Широко используются асимметричные композиции, емкостные элементы все более рассматриваются как нейтральный фон, их формы приобретают подчеркнуто геометрический характер, они лишаются не только декоративных деталей, но и активно участвующих в облике элементов фурнитуры. Секционные шкафы сближаются по внешнему облику со встроенными шкафами и становятся как бы частью архитектуры жилища. [26]
Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки ( центра), оси или плоскости симмет - - рии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. [27]
Главное условие построения устойчивой, длительно функционирующей композиции - правильный подбор видов с точки зрения их экологии, а именно одинаковых требований к режиму полива, освещенности и составу почвы. Важно учитывать при групповой посадке характер корневой системы и скорость роста каждого вида. В низкие вазоны сажают растения с поверхностной корневой системой глубокие - с сильной стержневой. При свободной посадке в грунт растения очень быстро и пышно разрастаются, теряя изначальные пропорции. При построении асимметричных композиций каждое растение лучите культивировать в отдельном горшке, а объединять в группу при помощи любого заполнителя - торфа, мха, вермикулита, песка, керамзита. Горшечная культура сдерживает развитие корневых систем и соответственно надземных частей растений, замедляет их рост, и композиция в целом дольше сохраняет изначальные пропорции. Преимуществом такой посадки является также возможность при необходимости быстрой замены одного экземпляра другим без повреждения корней растения. Текущий уход за композициями состоит в поливе и подкормке с учетом ритма развития растений чередования периодов покоя и вегетации, своевременной пинцировке и обрезке. Групповые посадки и солитеры в передвижных емкостях рекомендуется периодически поворачивать, чтобы избежать неравномерного роста побегов из-за одностороннего освещения. [28]
Срываясь десятиметровой толщей с гребня плотины, поток воды с огромной скоростью низвергается по гладкой плоскости бетонного водослива. Внизу он поднимается на закругленном носке вверх, разбивается на клубящуюся белопенную массу - смесь воды и воздуха. Распылив свою стремительную энергию, укрощенный поток на 150 ж отбрасывается в глубоководный ковш. Таким образом, предохраняется основание плотины от размыва. Вместе с тем клубящийся водяной поток как бы уравновешивает асимметричную композицию гидроузла с выступающим объемом гидроэлектростанции у левого берега. [29]
Объем церкви представляет собой пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями. Средний - самый большой, завершается мощным барабаном. Сложная форма треугольных кокошников, организующих переход к главам, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм, свидетельствует о воздействии деревянной архитектуры. Архитектурный ансамбль храма состоит из девяти объемов, из которых центральный увенчан шатром, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг главной церкви по осям и диагоналям. Выдвинутая центральная апсида, разнообразные лестничные всходы, различная высота самих столпов, многообразные приделы, величественные кокошники, сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, общая живописность асимметричной композиции - все богатство форм храма рождено руками искусных мастеров - древоделей. Луковичные главы собора появились в кон. [30]