Контркультура - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Забивая гвоздь, ты никогда не ударишь молотком по пальцу, если будешь держать молоток обеими руками. Законы Мерфи (еще...)

Контркультура

Cтраница 2


Культура, культурные ценности, социокультурные нормы, культурная реальность, верования, обычаи, традиции, функции культуры ( утилитарная, эстетическая, информационная, символическая), субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурная интервенция, социокультурный процесс.  [16]

Рассматривая субкультуры общества, необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами, нарушают социальный порядок, - это субкультура преступного, уголовного мира ( делинкветная субкультура), а также так называемая контркультура.  [17]

Что касается контр культуры, то, на наш взгляд, это вид протеста, чаще всего части молодежи, которая не покушается на правовые основы существующего общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее ярким образцом контркультуры в последние 20 - 30 лет были хиппи.  [18]

Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определенном смысле, организационые контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые контркультурные группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации. Наглядными примерами таких групп являлись всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся сейчас в ходе приватизации группы собственников контрольного пакета акций предприятий и коммерческие подразделения бюджетных организаций.  [19]

Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60 - х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.  [20]

Результатом культурного взаимодействия являются и субкультуры ( т.е. подкультуры), представляющие собой культурные образцы, используемые субъектами ( группой), общностями как антипод господствующим в обществе ценностям. Поэтому в субкультуры включаются и контркультуры, например, преступного мира. Наиболее наглядным примером субкультуры является молодежная культура, которая возникла как протест, направленный на значимые персоны и организации мира взрослых, в частности на школу и родителей с их настойчивыми требованиями к детям.  [21]

Диалоги с Солнечным ( 1972), Никелевая гора ( 1973) противопоставляет семейные нравств. Осенний свет ( 1976) разлагающей контркультуре противостоит традиц. ГАРЕМ ( от араб, харам - запретное), жен.  [22]

Если ранее Дарендорф считал, что конфликт является универсальным и плодотворным средством развития общества, гарантом свободы, то сегодня он отмечает опасные тенденции. Наблюдается любопытная схожесть культуры деклассированных и контркультуры среднего класса: она заключается в том, чтобы быть как бы вне общества. Эту привычку он называет аномией. И это самый страшный конфликт для общества, поскольку оно не способно его пресечь. По его мнению, в 80 - е годы в нормативном мире появились опасные зоны - с одной стороны, сила закона не действует, а с другой - происходит оправдание виновного. Нормы нарушались во все времена и в любом обществе трудно обеспечить их соблюдение. Но обществу, смирившемуся с длительным существованием внутри него группы, по-настоящему в ней не заинтересованной, угрожает опасность. Это означает, что класс большинства отныне не уверен в устойчивости своего положения.  [23]

Иногда группа активй вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60 - х годов или система в России 80 - х годов.  [24]

Идея виртуальной реальности как кибер-пространства возникает в фантастическом романе-техноутопии Нерво-сочинитель У. Гибсона, найдя свое воплощение в среде маргинальной контркультуры, получившей название киберпанк ( США, 1970 - 1980 - е годы), где виртуальная реальность стала одним из центральных элементов своеобразного либерально-идеологического дискурса.  [25]

Влиянию, контркультуры на общество посвящен один из номеров журнала История церкви. Согласно мнению профессора католического университета Пиче, смысл контркультуры заключается в пересмотре понятия свободы в современном технократическом обществе. Поиски свободы влияют на восприятие и чувства американской молодежи. Сравнивая носителей контркультуры с пророками, автор подчеркивает их активную политическую деятельность.  [26]

Из года в год все более открыто заявляла о себе, находя все больше сторонников, оппозиционная контркультура. Визбора и др. опальных поэтов, ажиотаж вокруг спектаклей Театра на Таганке, повсеместное распространение театрализованных представлений КВН, студенческой эстрады, наряды конной милиции, сдерживающие желающих прорваться на литературные вечера, - все это проявления оппозиционной культуры, которая подрывала влияние культуры официальной.  [27]

Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.  [28]

Нельзя сказать, что общество ничего не может заимствовать у контркультуры. Обладая социальным иммунитетом и селективной способностью, культура общества, как показал опыт последних лет, восприняла те элементы контркультуры, которые могли бы помочь ответить на вопросы, имеющиеся у общества.  [29]

Описанная тенденция предстала как политике-идеологическая реальность Запада в 60 - е гг., главным образом в русле движения новых левых и идеологии контркультуры, где окончательно откристаллизовались антисциентистская и антипрогрессист-екая версии левого радикализма, приверженцы которого ассимилировали значительную часть праворадикалистских аргументов, выдвинутых против НТП. И хотя само движение новых левых зашло в конце 60 - х гг. в тупик левого экстремизма, а идеология контркультуры потеряла кредит в первой половине 70 - х гг., обнаружив свой культур-нигилистический подтекст, реакция на ТНП и научно-техническую модель Прогресса продолжалась как бы по инерции, захватывая теперь уже не столько радикалистски, сколько лево-либерально ориентированные слои западной общественности.  [30]



Страницы:      1    2    3    4