Контркультура - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Цель определяет калибр. Законы Мерфи (еще...)

Контркультура

Cтраница 3


И потому интерес к Востоку, равно как и отсутствие такового, в контексте тех или иных культурно-мировоззренческих движений зачастую оказывался перевернутой формулой постижения и оценки собственной своей действительности через нечто такое, что этой действительности противостоит. Например, такие значительные течения европейской культуры, как Просвещение и романтизм, новейшая ( начиная с Шопенгауэра) западная философия, искусство модернизма, молодежная контркультура самым интенсивным образом вобрали в себя ориентальные элементы, стремясь соотнести, соизмерить себя с Востоком.  [31]

Сексуальный либерализм 1960 - х годов был обусловлен и рядом других факторов. Общественные движения, бросившие вызов существующему порядку вещей, - такие, которые мы связываем с новыми левыми, или, более общо, с контркультурой или образом жизни хиппи - все они порвали с общепризнанными нормами сексуального поведения.  [32]

Реальная действительность и состояние общества на новом витке развития может предоставлять меньше возможностей. Так, будучи безусловно прогрессивным с точки зрения глобального развития России, переход к рынку уменьшил возможности самореализации миллионов людей, ограничив доступ к образованию, чтению, потреблению культуры, отдыху, приятному досугу и т.п. В то же время увеличилась возможность деградации личности вследствие широкого распространения массовой культуры, легализации контркультуры и субкультур крутой, а часто и девиантной части населения.  [33]

Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.  [34]

Иногда группа активй вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60 - х годов или система в России 80 - х годов.  [35]

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60 - х годов. Иными словами, контркультура - это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.  [36]

В последние три-четыре десятилетия повышенный интерес социологов вызывают молодежные субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, проявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна толерантно к иным точкам зрения, плюралистично, свободно и интеллектуально.  [37]

Лишь в буржуазном обществе рациональность становится основой нового образа жизни, обретает универсальную ценность и становится одной из наиболее почитаемых добродетелей. Но и здесь постоянно воспроизводятся локальные субкультуры, отвергающие практицизм и рациональность. Ярким примером этому служит молодежная контркультура 60 - х годов XX века в США и Западной Европе.  [38]

Бегство от цивилизации, индустрии и потребительства ( за рубежом это социальное настроение называют эскапизм) имеет много форм, начиная от Лыковых из Таежного тупика В. Пескова и, возможно, кончая нынешними городскими крестьянами, меняющими урбанизм на фермерство, и даже религиозными общинами в горах. Встречается эскапизм и в глубоких недрах больших городов - различные контркультуры, одиночки или товарищеские группы, живущие по альтернативным нормам или стремящиеся жить так.  [39]

Заканчивается эпоха полувоенного френча и казенной мебели. Элементарное разнообразие в потреблении влечет за собой и развитие престижного потребления у правящих слоев. При невозможности удержать просачивающуюся неофициозную информацию, допускается возникновение зачаточных контркультур и альтернативных стилей жизни и поведения. Размывание веры в проповедуемые социалистические ценности и одновременно снижающаяся роль мер силового принуждения заставляют использовать более гибкие способы стимулирования - через предоставление жилья и прописки, прибавки к зарплате и сопутствующие льготы.  [40]

Контркультура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения битников и хиппи. Ими движет неприятие действительности буржуазного мира, тех пагубных последствий, которые сопровождают его победное шествие. Отсутствие реального прогресса в отчуждающем характере труда, глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты - все это заставляет сторонников контркультуры искать иной, альтернативный путь, основанный прежде всего на подлинно человеческих ценностях.  [41]

В течение следующего десятилетия многие молодые американцы почувствовали, что критики чрезмерного потребления были правы. Выросшие в пригородных кварталах, они отвергали образ жизни пригородов с их коробочками домов, разбросанными по холмам и сделанными из всякой мелочевки ( как назвала их фолк-певица Мальвина Рейнолдс), где детей растят с тем, чтобы сделать их одинаковыми. Возникла новая контркультура, осуждающая материализм. Тысячи молодых американцев покидали города и селились в сельских общинах, самые успешные из которых существуют и по сей день, и жили там, исповедуя простоту.  [42]

Влиянию, контркультуры на общество посвящен один из номеров журнала История церкви. Согласно мнению профессора католического университета Пиче, смысл контркультуры заключается в пересмотре понятия свободы в современном технократическом обществе. Поиски свободы влияют на восприятие и чувства американской молодежи. Сравнивая носителей контркультуры с пророками, автор подчеркивает их активную политическую деятельность.  [43]

Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.  [44]

Интенсивное внедрение новых технологий, шедшее параллельно с переструктурированием экономики и сокращением занятости, привело к росту свободного времени в обществе в целом и ориентации значительных слоев населения на досуг как единственную форму неотчужденного бытия. Особенно интенсивно распад прежней культуры отмечается у молодежи, которая находит ей замену не только в разнообразных формах досуга, предоставляемых индустрией развлечений, но и в новых формах духовности, заполняющих образовавшийся вакуум после утраты прежнего значения протестантской этики и религии труда. Большую популярность обретают восточные мистические учения, некоторые из которых имеют сейчас поистине планетарное значение. Общество трансцендентальной медитации, Общество сознания Кришны, движения Шри Чинмоя и Гуру Рад-жнеша и другие школы, секты и направления неоиндуизма, дзэн-буддизма и других восточных мистических религий вошли в сознание постиндустриального общества в рамках движения контркультуры.  [45]



Страницы:      1    2    3    4