Cтраница 3
Мягкими называют оболочки, которые вследствие весьма малой толщины стенки всегда испытывают только безмоментное напряженное состояние и не могут воспринимать сжимающих напряжений. В космической технике их применяют в шлюзовых устройствах на пилотируемых орбитальных кораблях, в скафандрах космонавтов и даже в качестве надувных спутников. [31]
Транспортабельные блоки и элементы ракеты-носителя Энергия доставляют на аэродром транспортным самолетом или по железной дороге. В монтажно-испытательном корпусе космодрома проводятся их расконсервация, входной контроль, сборка и испытания. Параллельно на самолете-транспортировщике на космодром доставляется орбитальный корабль Буран и специальным автотранспортером транспортируется для проверок и предполетной подготовки в монтаж-но-испытательный корпус орбитального корабля. [32]
Монтажно-испытательный корпус орбитального корабля построен по такой же технологии, что и МЗК. Корпус оснащен механическим и электронным оборудованием, необходимым для досборки, установки отдельных узлов, подклейки теплоизоляционных плиток, проверки всех систем орбитального корабля. Лабораторные помещения общей площадью 48 тысяч квадратных метров размещены по периметру здания. Рядом с монтажно-испыта-тельным корпусом орбитального корабля был создан комплекс огневых контрольных испытаний орбитального корабля, обеспечивавший контрольные проверки двигательных установок Бурана перед пуском и проведение послепусковых профилактических работ с кораблем. [33]
Монтажно-испытательный корпус орбитального корабля построен по такой же технологии, что и МЗК. Корпус оснащен механическим и электронным оборудованием, необходимым для досборки, установки отдельных узлов, подклейки теплоизоляционных плиток, проверки всех систем орбитального корабля. Лабораторные помещения общей площадью 48 тысяч квадратных метров размещены по периметру здания. Рядом с монтажно-испыта-тельным корпусом орбитального корабля был создан комплекс огневых контрольных испытаний орбитального корабля, обеспечивавший контрольные проверки двигательных установок Бурана перед пуском и проведение послепусковых профилактических работ с кораблем. [34]
И все же бывают обстоятельства, при которых человека просто нельзя использовать. Скажем, астронавт не может приближаться к поверхности планет-гигантов и даже входить на летательном аппарате в самые верхние слои их мощных атмосфер. В противном случае он просто не сможет вернуться из-за сильнейшего притяжения. Все это, однако, вполне доступно роботу-планеру, управляемому с борта орбитального корабля. [35]
Схема использования космического транспортного корабля НАС А представлена на фиг. Транспортный корабль состоит из орбитального корабля, баков с водородом и кислородом для маршевого ЖРД и двух твердотопливных стартовых двигателей. Отработанные корпуса твердотопливных двигателей сбрасываются, а затем восстанавливаются для повторного использования. Водородный и кислородный баки используются один раз. Орбитальный корабль выходит на околоземную орбиту, выводя полезный груз массой около ЗО т и остается на этой орбите в течение порядка 7 суток. С места посадки корабль по самолетной траектории возвращается к месту старта для повторного использования. [36]
Два бруса-лонжерона, по одному с каждой стороны, являются верхними элементами средней части фюзеляжа. К ним прикреплены петли двери грузового люка и верхние концы шпангоутов фюзеляжа. Оценки показывают, что еще на 20 кг можно облегчить лонжерон, если половину конструкций выполнить из титана, армированного бором. Это приведет, впрочем, к серьезным трудностям, связанным с разницей температурных коэффициентов линейного расширения у композиций, алюминиевых грузовых дверей и примыкающих алюминиевых конструкций, которая проявляется при возврате орбитального корабля в плотные слои атмосферы. [37]