Классовый корень - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если жена неожиданно дарит вам галстук - значит, новая норковая шубка ей уже разонравилась. Законы Мерфи (еще...)

Классовый корень

Cтраница 3


Прослеживая историю рабочей печати, Ленин указывал, что она является историей борьбы двух направлений в русском марксизме и российской социал-демократии - марксистского и оппортунистического. Ленин вскрыл глубокие социальные, классовые корни этого разделения и борьбы внутри социал-демократии. Рабочий класс, пояснял он, живет бок о бок с мелкой буржуазией, которая, разоряясь, дает все новых и новых пришельцев в ряды пролетариата. Россия была отсталой, наиболее мелкобуржуазной из всех капиталистических стран, поэтому и массовое движение рабочих неизбежно порождало мелкобуржуазное, оппортунистическое крыло в этом движении.  [31]

Водовозов затронул этот коренной важности вопрос крайне бегло и неудовлетворительно. Он говорит, что кадетской партией по преимуществу обслуживается городское население. Такое определение классовых корней и политической роли кадетской партии никуда не годится.  [32]

Ревизионисты жертвуют коренными интересами пролетариата ради мнимых минутных выгод. Ревизионизм есть международное явление, имеющее глубокие классовые корни в капиталистическом обществе, и задача партии, учит Ленин-вести постоянную, систематическую и упорную борьбу против распространения ревизионизма в рабочем движении. Предвидя обострение борьбы с ревизионизмом по мере усиления позиций научного коммунизма, Ленин предсказывает неизбежность победы марксизма над ревизионизмом. Пророчески звучат заключительные слова этой замечательной статьи: Идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце XIX века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства ( стр.  [33]

Владимир Ильич решительно выступил против примиренцев и их союзника - Троцкого. Ленин предложил проект резолюции О положении дел в партии, в которой осуждались ликвидаторство и отзовизм. Только благодаря настойчивости Ленина пленум признал, что ликвидаторство и отзовизм есть проявление влияния буржуазии на пролетариат, тем самым объяснил их классовые корни.  [34]

И теперь наша партия идет в Думу не для того, чтобы играть там в реформы, не для того, чтобы отстаивать конституцию, убеждать октябристов или вытеснять реакцию из Думы, как говорят обманывающие народ либералы, а для того, чтобы с думской трибуны звать массы к борьбе, разъяснять учение социализма, вскрывать всякий правительственный н либеральный обман, разоблачать монархические предрассудки отсталых слоев народа и классовые корни буржуазных партий, - одним словом для того, чтобы готовить армию сознательных борцов новой русской революции.  [35]

И теперь наша партия идет в Думу не для того, чтобы играть там в реформы, не для того, чтобы отстаивать конституцию, убеждать октябристов пли вытеснять реакцию из Думы, как говорят обманывающие народ либералы, а для того, чтобы с думской трибуны звать массы к борьбе, разъяснять учение социализма, вскрывать всякий правительственный и либеральный обман, разоблачать монархические предрассудки отсталых слоев народа и классовые корни буржуазных партий - одним словом для того, чтобы готовить армию сознательных борцов новой русской революции.  [36]

Именно на этой основе стал развиваться взгляд, согласно которому идеи - конечная причина всех действий человека и всего, что составляет реальный мир. Этот извращенный взгляд па мир получил шпат, почву в эксплуа-тат. В этом выражаются социальные, классовые корни И. Он mieeT также и гносеология, корни, а именно заложенную в самом процессе познания возможность его идеалистич.  [37]

Без диалектико-материалиетическо-го взгляда на мир невозможно было победить идеализм в его последнем убежище - объяснении сущности человеческого об-ва. Но и создать последовательное философское мировоззрение, объяснить законы человеческого познания было столь же невозможно без материалистического подхода к об-ву, без анализа общественно-исторической практики и прежде всего общественного производства как основы человеческого бытия. Здесь нашли свое выражение классовые корни марксистской философии как мировоззрения самого революционного, рабочего, класса, призванного уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, и построить коммунистическое, бесклассовое об-во. Ее предмет составляют наиболее общие законы развития природы, об-ва я мышления, те общие начала и основы объективного мира и его отражения в человеческом сознании, к-рые дают правильный научный подход к явлениям и процессам, метод объяснения, познания и практического преобразования действительности.  [38]

Без диалектико-материалистическо-го взгляда на мир невозможно было победить идеализм в его последнем убежище - объяснении сущности человеческого об-ва. Но и создать последовательное философское мировоззрение, объяснить законы человеческого познания было столь же невозможно без материалистического подхода к об-ву, без анализа общественно-исторической практики и прежде всего общественного производства как основы человеческого бытия. Здесь нашли свое выражение классовые корни марксистской философии как мировоззрения самого революционного, рабочего, класса, призванного уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, и построить коммунистическое, бесклассовое об-во. Ее предмет составляют наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления, те общие начала и основы объективного мира и его отражения в человеческом сознании, к-рые дают правильный научный подход к явлениям и процессам, метод объяснения, познания и практического преобразования действительности.  [39]

Преобладали наивность, политический романтизм, дешевые жесты и лишенные классовой сущности лозунги свободы, демократии, гуманизма и так называемой воли народа. В упоении свободой и дешевой популярностью были забыты классовые корни и мотивы общественных конфликтов и целей, воздействие классового врага, его идеологии внутри страны и за ее пределами.  [40]

Борьбу против мелкобуржуазных шатаний в теории и авантюризма в политике возглавил Ленин. Он страстно и настойчиво отстаивал единственно правильную тактику. Вскрывая теоретическую несостоятельность Троцкого и левых коммунистов, Владимир Ильич выделял узловые, решающие моменты в характеристике международного и внутреннего положения страны и партии, четко намечал линию поведения партии. Он убедительно показывал, к чему может привести Советскую власть упорство оппозиции, ее увлечение революционной фразой, вскрывал классовые корни этого явления.  [41]

Ограничиваясь указанием на два полюса единого буржуазно-демократического движения, мы не даем ничего, кроме общего места. Во всяком сколько-нибудь широком общественном движении неизменно имеются и такие полюсы, и более или менее золотая середина. Так характеризовать буржуазную демократию значит сводить марксистское положение к ничего не говорящей фразе вместо того, чтобы применять это положение к анализу классовых корней различных типов партий в России. Социалистической критики буржуазных партий у меньшевиков нет, ибо назвать все оппозиционные непролетарские партии буржуазно-демократическими вовсе еще не значит дать социалистическую критику. Если вы не показали, интересы каких классов и какие именно преобладающие в данное время интересы определяют сущность различных партий и их политики, то вы на деле марксизма не применили, вы иа деле теорию классовой борьбы выкинули. Слово буржуазно-демократический является у вас тогда не более, как платоническим выражением почтения к марксизму, ибо употребление этого слова вами не сопровождается сведением такого-то типа либерализма или демократизма к таким-то корыстным интересам определенных слоев буржуазии. Неудивительно, что наши либералы, начиная с партии демократических реформ и кадетов и кончая беспартийными беззаглавцами из Товарища, видя такое применение марксизма меньшевиками, с восторгом подхватывают идеи о вреде крайностей оппортунизма и революционизма в демократии... В самом деле, ведь не слово же: буржуазная демократия пугает либералов. Их пугает разоблачение перед народом того, к каким материальным интересам каких именно имущих классов сводятся их либеральные программы и фразы.  [42]

Идеализм возникает на почве живого человеческого познания, используя его сложность, противоречивость. В самом процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной действительности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего преувеличенного развития, раздувания одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Объективный идеализм преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, субъективный идеализм - роль восприятий, ощущений, одинаково противопоставляя их объективному миру. Классовые корни идеализма связаны с разделением об-ва на антагонистические классы, утверждением господства эксплуататорских классов, общественным разделением труда, обособлением и противопоставлением умственного и физического труда. Так возникает отрыв познания от практической деятельности трудящихся масс и монополизация идеологической деятельности господствующими классами, что приводит к появлению и укреплению иллюзии об абсолютной самостоятельности и особой творческой роли умственной, идеальной стороны человеческой деятельности. Все это и обусловливает неверную мысль о первичности идей, понятий, вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Теоретико-познавательные корни идеализма тесно связаны с классовыми корнями, не только порождающими идеалистическое мировоззрение, но и закрепляющими его в интересах эксплуататорских классов.  [43]

России не имеется налицо таких партий, которые уже теперь сочетали бы в себе одновременно последовательный демократизм и революционность. Но наша обязанность - вскрывать классовые корни всех партий, которые выступают на историческую сцену. И что это - дело выполнимое, показала наша резолюция. Намеченные ею три типа партий оказались достаточно устойчивыми в течение целого года революции, как я уже показал на примере первой и второй Думы.  [44]

Маркс и Энгельс не просто заимствовали учение старых материалистов и диалектику идеалистов, синтезировав их воедино. Опираясь на новейшие достижения естествознания, на весь исторический опыт человечества, они доказали, что научным и до конца последовательным материализм может быть, лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может быть, лишь став материалистической. Без диалектико-материа-листического взгляда на мир неврэ-можно было победить идеализм в его последнем убежище - объяснении сущности человеческого об-ва. Но и создать последовательное философское мировоззрение, объяснить законы человеческого познания было столь же невозможно без материалистического подхода к об-ву, без анализа общественно-исторической практики и прежде всего общественного производства как основы человеческого бытия. Здесь нашли свое выражение классовые корни марксистской философии как мировоззрения самого революционного, рабочего класса, призванного уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, и построить коммунистическое, бесклассовое об-во.  [45]



Страницы:      1    2    3    4