Cтраница 3
Проблема состоит в том, чтобы найти правильные пути регулирования бюджетного дефицита и не выпускать его из-под контроля. В мировой практике величина бюджетного дефицита, а также величина внутреннего государственного долга контролируются путем соотнесения их с валовым национальным продуктом и национальным доходом. [31]
В соответствии с ФЗ О государственных долговых товарных обязательствах от 1 июня 1995 г. внутренним государственным долгом РФ признаны долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков Урожай-90, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции. [32]
В соответствии с Федеральным законом РФ О государственных долговых товарных обязательствах от 1 июня 1995 г. внутренним государственным долгом РФ признаны государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков Урожай-90, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции. [33]
Российской Федерации являлась жестко монетарной, что усугублялось необходимостью ограничения дефицита федерального бюджета, снижения темпов инфляции. Они, в свою очередь, требуют всемерного сокращения государственных расходов, предельного сжатия денежной массы и эмиссии и никак не могут позволить увеличение внутреннего государственного долга. [34]
К концу года усилия ЦБ и Минфина по созданию эффективного механизма привлечения нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ отразились в снижении доходности облигаций и тем самым - стоимости обслуживания внутреннего государственного долга в части этих государственных ценных бумаг. [35]
Реальная оценка финансовых возможностей государства вынудила правительство принять чрезвычайные меры: оно объявло 17 августа 1998 г. о моратории на 90 дней по всем расчетам, по внешнему долгу и о прекращении операций по ГКО и ОФЗ с условием последующей реструктуризации внутреннего государственного долга. В результате правительство Кириенко было отправлено Президентом РФ в отставку и к экономическому и финансовому кризису добавился правительственный кризис. [36]
Экономическая платформа партии большевиков содержала ясные и конкретные требования: национализация и централизация банкового дела; национализация ряда синдицированных предприятий ( например, нефтяных, каменноугольных, сахарных, металлургических, а также транспорта); организация правильного, опирающегося на кооперативы и продовольственные комитеты обмена между городом и деревней для снабжения города продовольствием и деревни необходимыми промышленными товарами; установление действенного рабочего контроля, который должен постепенно перейти в полное регулирование производства; участие в органах контроля представителей Советов рабочих депутатов, профессиональных союзов, фабзавкомов, технического персонала предприятий; отказ от уплаты внешних и внутренних государственных долгов с соблюдением интересов мелких владельцев, немедленное прекращение дальнейшего выпуска бумажных денег, введение поимущественного налога. [37]
Гитлеровское пр-во для финансирования войны широко использовало эмиссию военной валюты в оккупированных странах и механизм клиринговых расчетов. На эту огромную сумму были выкачаны из стран-сателлитов и оккупированных стран материальные ценности. Внутренний государственный долг Германии к моменту ее капитуляции достиг почти 400 млрд. марок; вся государственная задолженность ( включая задолженность местных органов власти) - ок. [38]
Серьезной проблемой остается обеспечение первичного профицита федерального бюджета. Она может быть решена только в рамках соответствующей стратегической концепции бюджетной политики. Должна быть завершена реструктуризация внутреннего государственного долга, продолжена работа по реструктуризации внешних долгов, а также должна быть создана принципиально новая система управления государственным долгом, снижающая затраты на его обслуживание до пределов разумной доходности операций с государственными ценными бумагами. [39]
Государственный кредит существенно отличается от других форм кредита. При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами могут быть кредитные учреждения, банки, любые юридические и физические лица данной страны, а также иностранные юридические и физические лица. В результате заимствований внутри страны образуется внутренний государственный долг, а за счет кредитов иностранных государств - внешний государственный долг. Обычно государство занимает деньги для покрытия бюджетного дефицита и финансирования определенных инвестиционных программ. [40]
Бюджетный год совпадает с календарным. Помимо государственного бюджета, имеются бюджеты муниципалитетов. Расходы государственного бюджета возросли с 36 3 млн. колонов в 1938 г. до 108 2 млн. колонов в 1950 г. и 339 7 млн. колонов в 1959 г. Официально бюджет балансируется, но фактически в связи с наличием чрезвычайного бюджета, за счет к-рого производятся капиталовложения, расходы превышают доходы, о чем свидетельствует рост внутреннего государственного долга: с 31 7 млн, колонов в 1938 г. до 110 3 млн. в 1946 г. и 238 3 млн. в конце 1958 г. Внешний долг на конец 1957 г. составлял 146 5 млн. колоноз, из них 80 млн. - задолженность США. [41]
Первая цель - основная для большинства страховщиков и страховых посредников ( брокеров и агентов), заинтересованных в повышении собственных доходов. Но это устремление может быть не единственным. На страховщика могут быть наложены дополнительные ограничения, связанные, например, с социальной ролью страхования. В неявном виде общество может потребовать от страховщика ограничения собственных прибылей, участия в финансировании внутреннего государственного долга через инвестиции в долгосрочные государственные ценные бумаги, вложения средств в стратегически важные отрасли бизнеса. Отчасти это достигается регламентированием размещения страховых резервов. Часто получение прибыли страховщиком становится не единственной, а в ряде случаев и вовсе вспомогательной задачей, обеспечивающей выполнение основной социальной функции страховых отношений. Прибыли, тарифы, условия договоров страхования подвергаются в данном случае жесткому регулированию. Компании, работающие в этой сфере, имеют своей основной целью не получение доходов, а предоставление населению качественной медицинской помощи. Это не исключает получения страховщиком определенной прибыли, достаточной, чтобы обеспечить его заинтересованность в участии в ОМС. Задача кэптивной или корпоративной компании может состоять в поддержании минимального уровня рентабельности в сочетании с предоставлением своим акционерам страховых услуг высокого уровня по минимальным ценам. Тем не менее, в большинстве случаев страховыми компаниями движет желание получить прибыль. [42]
По мнению специалистов, рост доходности ГКО явился свидетельством появления у инвесторов серьезных сомнений по поводу темпов и достаточности проводимых в России реформ: в стране продолжался спад производства, а в первой половине 1998 г. наблюдалось снижение мировых цен на нефть, золото и цветные металлы. Поскольку эти виды сырья - основная статья российского экспорта, за счет которого в страну поступает валютная выручка, это отрицательно сказалось на состоянии торгового баланса. Центральный банк принял решение поднять ставку рефинансирования до 150 % годовых, назвав это необходимой, но временной мерой, призванной стабилизировать ситуацию с внутренним государственным долгом РФ. [43]
Сейчас некоторые критики возмущаются: как это правительство могло пойти на такой опрометчивый шаг. Глазьев даже называл выплаты по ГКО причиной большого бюджетного дефицита - так они оказались велики. Конечно, тут несколько перепутаны причины и следствия: ГКО и появились-то из-за бюджетного дефицита, как средство его покрытия, а никак не наоборот. Но вопрос о сверхвысокой доходней облигаций действительно важен. Постепенно обслуживание внутреннего государственного долга ( большую часть которого составили ГКО, а также некоторые другие виды обязательств) действительно стало одной из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета. [44]
Сейчас некоторые критики возмущаются: как это правительство могло пойти на такой опрометчивый шаг. Глазьев даже называл выплаты по ГКО причиной большого бюджетного дефицита - так они оказались велики. Конечно, тут несколько перепутаны причины и следствия: ГКО появились как средство покрытия дефицита бюджета, а никак не наоборот. Но вопрос о сверхвысокой доходности облигаций действительно важен. Постепенно обслуживание внутреннего государственного долга ( большую часть которого составили ГКО, а также некоторые другие виды обязательств) действительно стало одной из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета. [45]