Cтраница 3
На протяжении многих лет проводятся большие исследования с целью установления связи между химическим составом и свойствами битумов, с одной стороны, и поведением их в дорожных покрытиях - с другой. Однако эти исследования до сих пор не позволили дать точные характеристики наиболее важных технологических ( строительных) и эксплуатационных свойств битума, а также раскрыть то влияние, которое они оказывают на прочность и долговечность дорожного покрытия. Трудности решения этой проблемы объясняются не только сложностью химического состава битума, но и отсутствием прямого однозначного влияния его на свойства битумоминерального материала. [31]
Некоторые ПАВ ( катионоактивные вещества или, чаще, лигнинсульфонаты) применяются в строительстве грунтовых работ и аэродромов в качестве стабили заторов почв. Добавление ПАВ к битумным дорожным и изоляционным покрытиям при строительстве асфальтовых дорог увеличивает адгезию битума к покрываемым поверхностям. Это повышает прочность, водоустойчивость и долговечность дорожных покрытий во много раз. [32]
Нефтяной дорожный битум широко применяется в строительстве автомобильных дорог. Около 95 % усовершенствованных дорожных покрытий в СССР и за рубежом строится с использованием битума в качестве вяжущего материала. Поэтому получение высококачественных битумов, обусловливающих долговечность дорожных покрытий, имеет чрезвычайно важное практическое значение. [33]
Некоторые ПАВ ( катионоактивные вещества или, чаще, лигнин-сульфонаты) применяются в строительстве грунтовых дорог и аэродромов в качестве стабилизаторов почв. При добавлении ПАВ к битумным дорожным и изоляционным покрытиям при строительстве асфальтовых дорог достигается высокая адгезия битума к покрываемым поверхностям. Это повышает прочность, водоустойчивость и долговечность дорожных покрытий во много раз. [34]
Известно, что вода является врагом № 1 для дорожного покрытия. При переходе температуры через нулевую отметку происходит разрушение асфальтобетона из-за расклинивающего действия воды при кристаллизации. Поэтому увеличение водостойкости асфальтобетона благоприятно сказывается на долговечности дорожного покрытия. Способность набухания асфальтобетона обусловлена не только качеством битума, но и гигроскопичностью каменного материала. По экспериментальным данным видно, что именно обработка поверхности наполнителя полимером приводит к увеличению коэффициента водостойкости. [35]
Зависимость долговечности битумоминеральных композиций / А от индекса пенетрации ( ИП.| Зависимость вязкости расплавленной серы ( Igt от температуры t. [36] |
По мнению Б. Г. Печеного [207], механизм фазовых и структурных превращений в битумах и битума в минеральных композициях не изучен. Изменение индекса пенетрации ( ИП), определяемого по соотношению условных вязкостей ( пенетрации) при 0 и 25 С, нелинейно влияет на долговечность дорожного покрытия. [37]
Во многих случаях требуется улучшить адгезию вяжущего к поверхности обрабатываемых им материалов и тем самым повысить качество и продлить срок службы дорожных конструкций. Для этой цели вводят в битум или наносят на поверхность обрабатываемых минералов различные ПАВ или ПАВ-содержащие продукты. Снижая напряжение на границе раздела битум - минерал, такие добавки способствуют лучшему обволакиванию зерен каменного материала вяжущим, облегчая приготовление горячих и холодных битумоминеральных смесей и повышая прочность, водоустойчивость и долговечность дорожных покрытий. Адгезионные присадки не только препятствуют смыванию битума с поверхности материала, но и придают вяжущему способность вытеснять с поверхности пленку воды, делая поверхность олеофильной. [38]
Применение поверхностно-активных веществ типа сульфонола в количестве, около 0 2 % от веса цемента при производстве бетона значительно повышает его прочность, плотность, морозостойкость и на 10 - 15 % сокращает расход цемента. Особенно эффективное действие оказывают катионоактивные поверхностные вещества при использовании их в дорожном строительстве. Небольшие добавки их к нефтяному битуму способствуют решению весьма важных задач в дорожном строительстве. Повышаются водоустойчивость, долговечность дорожных покрытий в результате улучшения сцепления битума с поверхностью минеральных материалов, значительно повышается производительность труда, облегчаются технологические процессы в устройстве дорожных покрытий, расширяется возможность применения различных грунтов в условиях влажного и холодного климата. [39]