Cтраница 2
Использование внешних библиотечных и информационных ресурсов в телекоммуникационных режимах ( включая информационный поиск, межбиблиотечное обслуживание, электронную доставку документов и др.) становится непременным условием внутрисистемной работы библиотек и обслуживания пользователей. Последнее означает, что успех или неудача при создании автоматизированных библиотечно-информационных систем будут находиться в прямой зависимости от реализации требований, обеспечивающих возможность их совместного функционирования с другими библиотечно-информационными системами. [16]
Система БИТ-2000 поддерживает онлайновый Интернет - доступ к информационным ресурсам локальных и удаленных пользователей, удаленный заказ и электронную доставку документов, онлайновую корпоративную каталогизацию документов и ведение сводного электронного каталога общего пользования. Система полностью совместима с UNIMARC, BELMARC и RUSMARC форматами. Она включает средства автоматизации традиционных библиотечных процессов и, кроме того, онлайновый каталог ( ОРАС) с удаленным Интернет-заказом документов, удаленную и локальную онлайновую каталогизацию, онлайновый импорт записей из удаленных каталогов. [17]
На наш взгляд, такие элементы издания становятся важным шагом к полной оцифровке, включенных в Указатель книг, и осуществлению электронной доставки по электронной почте отдельных разделов книг по просьбе читателей. [18]
В рамках данного и смежных курсов указанной специализации студенты должны освоить навыки защиты и антивирусной обработки компьютеров, выполнения заказа на электронную доставку документов, работу с CD-ROM и другими мультимедийными носителями информации. [19]
Система ведения сводного электронного каталога позволяет обеспечить с использованием телекоммуникаций онлайновый Интернет-доступ удаленных пользователей к информационным фондам и ресурсам библиотек, удаленный заказ и электронную доставку документов, обмен библиографическими записями в MARC-форматах между библиотеками страны и зарубежья, сократить трудоемкость каталогизации изданий путем использования готовых записей сводного каталога общего пользования. [20]
Деятельность центральной библиотеки края направлена на функционирование всей библиотечной системы края в целом; с учетом задач системы осуществляется формирование наиболее полного репертуара документов, организация электронной доставки документов по МБА, активизация научно-методической работы. [21]
В зависимости от степени интеграции библиотечные корпорации осуществляют: обмен адресно-справочными данными; корпоративную каталогизацию литературы; сквозной поиск в сводных каталогах; помощь в ретроконверсии каталогов; электронную доставку документов; координацию комплектования. [22]
Таким образом, вся система информационного обслуживания, которая сложилась на сегодня в библиотеке, внедрение в практику работы таких видов обслуживания, как онлайновый доступ к каталогам, электронным библиотекам, электронная доставка документов, создают условия для обеспечения пользователей качественными информационными продуктами, оказывает содействие повышению качества образования, распространению и доступности образовательных ресурсов, что в результате ведет к быстрому развитию образования на принципах открытого общества, качественного прыжка в области преподавания и обучения студентов, которые в недалеком будущем должны стать специалистами высокого класса. [23]
Функционирование корпоративной библиотечной системы в Николаевском регионе открывает новые возможности, среди которых - онлайновый доступ пользователей к информационным ресурсам библиотек-участниц корпоративной библиотечной системы; возможность электронного заказа ( электронный МБА) и доставки полнотекстовых документов ( электронная доставка документов); интеграция информационных ресурсов библиотек-участниц корпорации в систему региональных, национальных и мировых ресурсов. [24]
Кроме того, в ЯрГУ используются такие внешние ЭР, как электронные каталоги и полнотекстовые базы данных ассоциации АРБИКОН, БД по медицины Российская медицина и Medline, а также справочные правовые системы Консультант Плюс и Гарант. Активно применяется электронная доставка документов. [25]
Представлен опыт Николаевской государственной областной универсальной научной библиотеки им. Гмырева по внедрению электронного МБА и электронной доставки документов в практику работы. Раскрыты перспективы создания региональной системы электронного МБА и вхождения ее в национальную систему. [26]
Однако методы, используемые в традиционном МБА, - выдача книг на время, копирование журнальных статей и отправка по почте - сейчас уже нельзя назвать оперативным доступом к информации. Службы МБА могут и должны осваивать электронную доставку документов. Отрадно отметить, что это уже перестало являться предметом дискуссий и библиотеки по мере сил стараются организовывать в структурах МБА службы ЭДД. [27]
Примерно 60 % библиографических записей, содержащихся в сводной базе, сопровождаются электронным адресом журнала в Интернет, что позволяет пользователю получить доступ к полному тексту документа. Кроме этого на помощь читателю пришла система электронной доставки документов, которая действует внутри корпорации. [28]
Растет и количество обращений к такой услуге, как электронная доставка документов. В большей степени это пока относится к электронной доставке документов между филиалами ЦБС Люблино, поскольку практически все они оснащены необходимыми для этих работ техническими средствами и не связаны с вопросами оплаты данной услуги. Электронная доставка документов между филиалами актуальна не только для книг, но и для периодических изданий, поскольку комплектование каждой конкретной библиотеки имеет специфику и зависит от многих условий, начиная с ее расположения в районе и соответственно контингента обслуживаемых читателей, и, заканчивая объемом отпущенного на комплектование финансирования, от которого напрямую будут зависеть количественные и качественные показатели фонда. [29]
MARC-формате для целей каталогизации, в-третьих, позволяет интегрировать собственные каталоги в состав виртуальных сводных каталогов библиотечных корпораций и ассоциаций. АБИС успешно реализованы целые подсистемы, в частности, подсистема электронной доставки документов. [30]